Перед потопом (Франция-Италия, 1954) Режиссёр А. Кайат

Длительность 132 минуты
%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bf1Один из наиболее содержательных фильмов 1950-х о нравственном кризисе молодого поколения французов после Второй Мировой. Действие открывается судебным процессом над группой юнцов 16-18 лет, но затем оно возвращается назад и показывает события, приведшие к такому финалу. В центре сюжета дети обеспеченного среднего класса: Ришар Дютуа (Жак Файе), Филипп Буссар (Клеман Тьерри), Жан Арно (Жак Хабассоль), Даниэль Эпштейн (Роджер Коджио) и Лилиан Нобле (Марина Влади). Мир, поделённый на враждующие лагеря лихорадит. Война в Корее подвела человечество к опасной черте ядерного конфликта. Основная масса рядовых французов, запуганная милитаристской пропагандой, ищет пути спасения от надвигающегося «потопа» в отдалённых от Европы безопасных регионах или в суперсовременных бомбоубежищах. Пятёрка названных выше персонажей разрабатывает свой план бегства. Рай видится им на некоем острове Киви в Полинезии, где много пальм, солнца и пляжей. Там нет милитаризма, биржевых спекуляций и можно жить спокойно, не испытывая давления родителей. Загвоздка только в одном: для путешествия нет денег. Законным путём получить требуемую сумму было негде, и основные персонажи решили добыть их воровством.

У любовника матери Буссара состоятельного буржуа Сержа Монтессана хранилась шикарная коллекция марок. Лилиан выманила хозяина из дома в ресторан, а Ришар, Филипп и Жан, приехав на легковушке Эпштейна, проникли в виллу. Во время преступления Жан случайно тяжело ранил сторожа виллы. Трагедия разделила участников группы и раскол прошёл по линии еврейской темы.
Для его понимания необходима характеристика личности нашего соплеменника Даниэля Эпштейна. Судя по репликам, юноша чудом уцелел во время Холокоста, погубившего всех его родных. Мальчика спрятала, крестила и воспитала французская семья, однако он вырос интеллигентным евреем: прилежным, совестливым и верным в дружбе. Поэтому четвёрка юнцов приняла его в своё содружество. Вот только у него оказались твёрдые моральные принципы шедшие вразрез с устремлениями его приятелей. Когда к нему после грабежа привезли глубоко потрясённого содеянным Жана, Даниэль первый дал нравственную оценку произошедшего. Ему принадлежат слова: мы все виноваты в случившемся. На следующий день юношу вызвали с лекции и полицейские задали ему вопрос: где была его машина в ночь ограбления. Покрывая друзей, он заявил, что автомобиль всегда стоял возле дома и ему ничего не известно о попытках его угнать. Тогда Эпштейну предложили явиться на следующий день в комиссариат, где он должен был подтвердить свои показания следователю. Узнав об этом его подельники дрогнули, ибо честность юноши стала для них угрозой. Без особых колебаний, они решили устранить Даниэля и утопили его в ванне собственного дома. Инициатором второго преступления стал Ришар. В его поступке сказались не только желание спасти собственную шкуру, но и юдофобия папы, бывшего трубача Альбера Дютуа (Антуан Бальпетр). Ещё в 1940-м того посадили за плохое исполнение Вагнера. Из камеры он вышел только после войны с глубоким убеждением, что во всех его несчастьях виноваты евреи. «Вагнер не любил евреев, а я люблю Вагнера (…) Я был предан евреями и осуждён ими (…) Ришар, никогда не забывай этого». Все последующие годы он видел сионистские происки во всех неприятностях личной и общественной жизни и его назойливый антисемитизм вольно или невольно отложился в сознании сына…
В своё время «Перед потопом» произвёл сильное впечатление и был отмечен призом Каннского МКФ. Он неплохо смотрится и до сего дня. Как отмечает один из зрителей уже 21 века «Очень добротный фильм (…) Постановщик до прихода в кино, трудился следователем в полиции, и не случайно черпал свои сюжеты из личного опыта и криминальной хроники. На этот раз его внимание привлекла история о несовершеннолетних лоботрясах, которые утопили в ванне своего одноклассника (…) История дикая, потрясает воображение. Режиссер не только показывает детали этой криминальной драмы, но пытается ответить на вопрос, кто виноват в том, что у 17-летних подростков никак не запечатлелась в душе христианская заповедь «Не убий». Даже получив длительные сроки принудительных работ, они не раскаиваются о содеянном, а остаются равнодушными к тому, что они лишили жизни человека. Виновными Андре Кайат называет и родителей, и общество, и душевную ущербность несовершеннолетних преступников». Можно смело добавить антисемитизм в число причин этого злодеяния. Киновед Жак Лурсель в своём «Словаре кино» писал о фильме «Перед потопом»: «Главные недостатки стиля Кайатта (отсутствие тонкостей и нюансов, демонстративное преувеличение в повествовании, использование — иногда снисходительное — мелодраматических приемов) не должны скрывать оригинальность и даже необычность фильма появившегося в крайне затхлой атмосфере французского кино начала 50-х гг».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>