Раскол (сериал Россия, 1993) Режиссёр С. Колосов

Длительность 460 минут (9 серий)
kinopoisk.ruМасштабный проект Сергея Колосова начатый на закате СССР и законченный уже после его развала. Преодолев экономические трудности, продюсер и режиссёр сумели привлечь к финансированию сериала фирмы и студии 5 стран (Британия, Бельгия, Германия, Польша, Швейцария). Съёмочная группа достаточно точно воспроизвела события рубежа 20-го века. Но главное в ленте не историческая точность, а упорное стремление найти в прошлом параллели с обстановкой в России начала 1990-х. По мнению авторов в обоих случаях государство и общество страны искали пути выхода из кризиса и дальнейшего позитивного развития. Поэтому на экране возникает масштабная картина взглядов на противоречия в экономике и политике как со стороны консервативных лидеров из среды «верхов», так и  представителей «низов» – либерально и радикально настроенной интеллигенции. Стержень сценария – создание группой решительно настроенной молодёжи марксистской партии. Эта работа протекала не только под постоянной угрозой репрессий властей, но и в обстановке разногласий и борьбы мнений среди самих революционеров.

Высшей точкой конфликта по фильму стали дискуссии на 2-м съезде РСДРП (1903), приведшие к расколу и возникновению двух враждебных течений в социал-демократии: большевиков и меньшевиков. В основу литературного текста положены многочисленные исторические документы. Позицию создателей ленты в каждой серии озвучивает Сергей Колосов.
Еврейская тема исподволь проявляется уже в прологе действия. Берлин 1923 года. У смертного одра лидера меньшевиков Юлия Осиповича Цедербаума-Мартова подводят горькие итоги его соратники: Александр Потресов и ещё один наш соплеменник, ветеран борьбы с царизмом Павел Борисович Аксельрод (А. Джигарханян). Выходец из местечковой среды он, подобно многим демократически настроенным собратьям, оторвался от культуры родного ему этноса и пополнил ряды интернациональных групп русских революционеров. Старый народоволец, создавший вместе с Г.Плехановым первую марксистскую группу «Освобождение труда», все силы отдал распространению теории основоположников среди рабочих. Однако, категорически не принял победу большевизма в России, ибо его ужаснул разгул кровавого красного террора. Именно в его уста авторы фильма вложили горькие слова «Я уже не знаю зачем я прожил жизнь. Чему её посвятил»? И далее «От многих поколений русских социалистов мы унаследовали убеждение, что революция – благо. А вот то, что революция – война, со всей вытекающей жестокостью, мы почему-то молчали. Мы выросли на восхищении Великой Французской революцией, на её культе, поэтому Октябрьский бунт для Юлия Осиповича – революция. Но это война, беспощадная бойня».%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bb4Центральной линией сценария стала дружба-вражда Владимира Ульянова (Вадим Романов) и Юлия Мартова (Евгений Дворжецкий). Сына действительного тайного советника из Симбирска и выходца из состоятельной еврейской семьи, иудея и атеиста, объединила революционная юность. Они вместе создавали петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895), прошли через царские тюрьмы и ссылку. Первоначально Юлий упрекал более гибкого друга и товарища за склонность к компромиссу с левыми «попутчиками» – легальными марксистами. Но фильм показал как  в процессе издания газеты «Искра» и подготовки 2-го съезда отношения между ними изменились. Мартов склонился к союзу с более умеренным старшим поколением революционеров Плехановым, Засулич, Аксельродом. Юлия пугал максимализм Ульянова, идея создания жестко централизованной, дисциплинированной партией в которой меньшинство неуклонно подчиняется большинству. В такой организации, по его мнению, появлялась возможность установления диктатуры одного человека – вождя и злоупотребление им бесконтрольной властью. (Его предвидение осуществилось позднее в эпоху Сталина) Поэтому Мартов стал инициатором демократической версии самого дискуссионного пункта Устава РСДРП – о членстве в партии. По его варианту для вступления в неё не нужно было работать а ней, а достаточно признавать программу и материально поддерживать одну из организаций. В результате острой дискуссии победила точка зрения Юлия, но на выборах в редколлегию «Искры» он потерпел поражение и порвал с газетой. После этого Ульянов возглавил большевиков, а Мартов стал одним из лидеров меньшевизма. Отношения между закадычными друзьями испортились, Владимир Ильич назвал Юлия Осиповича своей самой большой ошибкой, а его бывший друг обвинил Ульянова в предательстве идеалов революции. Былая тесная связь сменилась откровенной враждой по гроб жизни. Много лет спустя, умирая по фильму Юлия вырвался горький возглас: «Не хочу умирать вместе с ним. Почему всегда вместе?»%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bb2В 7-й серии на экране появился Лев Троцкий (Владимир Осипчук). Бежавшего из ссылки молодого амбициозного революционера, да ещё могущего писать статьи на разные темы с радостью встретил Ульянов. Под псевдонимом «Перо» он ввёл талантливого новичка в редколлегию «Искры», несмотря на протесты Плеханова и его единомышленников. Однако союз двух марксистов оказался недолгим. По фильму девиз честолюбивого Троцкого: «Дисциплина не означает подчинения» оказался удобным обоснованием для толкования им любой ситуации не в пользу революционного дела, а в своих личных интересах. Неудивительно, что посмотрев на зигзаги Льва Давыдович Мартов иронически посулил ему «блестящую политическую карьеру». С Ульяновым Троцкий, естественно, также разошёлся на долгие годы. Его дальнейшую извилистую судьбу лучше всего показал посвящённый ему сериал, где роль этого деятеля блестяще исполнил Николай Хабенский.
Среди действующих лиц мелькают и другие наши соплеменники, образы которых лишь намечены, но не раскрыты. В их числе Иосиф Блуменфельд (Андрей Ильин) – заведующий типографией «Искры», а также делегаты 2-го съезда: Розалия Залкинд-Землячка (Ирина Метлицкая), Мандельштам-Лядов (Олег Соколов), Мандельберг-Посадовский (Анатолий Иванов)%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bb3Следует отметить единственное отражение в художественном кино обсуждения в самом начале работы 2-го съезда вопроса о месте Бунда в партии. По словам Ульянова эта тема оказалась важной, ибо от его решения зависела вся последующая организационная структура РСДРП. В тот момент еврейская организация Бунд (в переводе «Союз») потребовала от российских революционеров автономии в марксистском движении и абсолютного права представлять интересы еврейских рабочих. Эти претензии озвучили её делегаты Либер (Игорь Верник) и Гофман (Георгий Шахет). Признание за Бундом такой привилегии создавало опасный прецедент, ибо социал-демократы, представители других этносов могли потребовать для себя подобных же льгот. В случае победы этой точки зрения будущая партия превратилась бы из единого коллектива в слабо организованную небоеспособную федерацию. Подавляющее большинство делегатов съезда сочло требования бундовцев неубедительными. По их мнению вся многонациональная масса рабочих подвергалась одинаковым притеснениям и в целях борьбы за общее освобождение им нужно было объединяться не по национальному, а по классовому признаку. К тому же в программе РСДРП был заложен принцип права наций на самоопределение, позволявший каждому этносу после победы революции самостоятельно решать свою судьбу. Характерно, что все делегаты-евреи, не входящие в Бунд (в частности Мартов и Троцкий), выступили против претензий этой организации. В результате её представители, не получив поддержки своим требованиям, покинули съезд. Дальнейшие непростые отношения Бунда с российской социал-демократией выходит за рамки данной аннотации.
В целом «Раскол» основательная и серьёзная работа. В своё время фильм был показан по ЦТ России, а затем и по каналу «Культура». Ныне он незаслуженно забыт. В Интернете нашлись 1-3, 5, 7-9 серии.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>