Копи царя Соломона (1937, 1950, 1985, 2004)

1937 – 78 минут. Великобритания, режиссёр Р. Стивенсон
1950 – 98 минут. США, режиссёры К. Беннет, Э. Мартон
1985 – 96 минут. США, режиссёр Дж. Ли Томпсон
2004 – 169 минут (2 серии). США-Германия, С. Бойум
%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%86%d1%811Экранизации романа (1881) англичанина Г.Р Хаггарда. Поводом для написания книги стал загадочный эпизод из древней еврейскои истории. Речь в нём идёт об огромных богатствах премудрого израильского царя. Как говорится в 3-й книге Царств (гл 10, ст. 14) «а золота, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов» (примерно 22,8 тонны)». В другом месте того же источника отмечается: «Соломон… сделал корабль в Ецион-Гавере, что… на берегу Чермного (Красного) моря… и отправились они в Офир и взяли оттуда 420 талантов золота и привезли царю Соломону» (там же 9.26-28). И ещё: «в три года раз приходил Фарсисский корабль привозивший золото и серебро и слоновую кость, а также обезьян и павлинов» (там же 11.22). Таким образом, в Свящённом писании определены два места добычи богатств легендарного правителя: Офир и Фарсис, но по ТаНаХу совершенно невозможно определить места их расположения. Учёные высказывали по этому поводу ряд самых неожиданных гипотез. 

Наиболее правдоподобные догадки, размещали рудники с сокровищами либо на Аравийском полуострове, либо в где-то на Чёрном континенте. Поиски археологами золотоносных рудников Соломона оживились в 19-м –начале 20-го века и стали злободневной темой. Сочиняя роман Хаггард оттолкнулся от предположения, по которому копи (кстати, по тексту не золотые, а алмазные – влияние находок в Трансваале) находились где-то в совершенно не изученной центральной части Африки. Так родилось приключенческое повествование, ставшее одной из популярнейших книг викторианской эпохи. Кстати, в ней появился удачный образ охотника на слонов Алана Квотермейна, ставшего центральным в нескольких последующих произведениях писателя.
В 20-м веке экзотический сюжет оказался активно востребованным кинематографистами. Все экранизации имеют мало общего с содержанием первоисточника и сделаны на различном художественномkinopoisk.ru уровне. Первая (1937) заложила каноны отступлений от текста. С этого варианта постоянным участником экспедиции стала женщина, что добавило пикантности действию. Ныне лента известна только благодаря участию в ней знаменитого негритянского певца и актёра Пола Робсона (1898 – 1976). Музыку для кинокартины написал еврей из Белостока, известный в Англии композитор Миша Шполянский (1898 – 1985). Вторая версия «Копей…» (1950) – зрелищно эффектная – имела большой кассовый успех и была удостоена двух премий «Оскар» за лучшие операторскую работу и монтаж. Третья (1985), также была коммерчески успешной во многом благодаря участию популярного в те годы английского исполнителя Ричарда Чемберлена. Она вызвала к жизни продолжение известное под двумя названиями «Сокровища царя Соломона» или «Алан Квотермейн и утраченный город» (1986). Наконец, последний длинный вариант (2004), по общему мнению, самый скучный из всех. С точки зрения раскрытия еврейской темы все перечисленные фильмы существенной ценности не имеют, да их создатели такой задачи и не ставили.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>