Конармия (телеспектакль СССР, 1975) Режиссёр Р. Симонов

Длительность 177 минут (57 + 120)
%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%bc%d0%b8%d1%8f2Сохранившийся в торрентах сценический вариант одного из самых талантливых произведений о Гражданской войне написанного нашим соплеменником Исааком Бабелем (1894 – 1940). Сначала о первоисточнике. Как отмечают литературоведы, этот цикл блестяще написанных рассказов внутренне необычайно противоречив. В нём есть лицо «от автора» – «летописец» похода Первой конной против Польши – одесский журналист Кирилл Лютов. В своей книге он тщетно пытался примирить общечеловеческие принципы гуманизма с беспощадно описанным послереволюционным разгулом жестокости, насилия, примитивных инстинктов и красных и белых. В то бурное время именно эта беспощадно отражённая автором реальность вызвала активный протест правоверных коммунистов, включая командарма С.М. Будённого. Показанная Бабелем бескомпромиссная правда жизни превратила писателя даже после ареста расстрела и формальной реабилитации в полузапрещённую фигуру советской культуры. «Пробить» в брежневскую эпоху постановку «Конармии» можно было только уложив яркую неоднозначную прозу в прокрустово ложе коммунистической идеологии.

Из колоритных рассказов сделали пропущенную через цензурное сито «революционную трагедию», обрамлённую стихами признанного режимом певца великих свершений В. Маяковского. Подобную кастрацию совершили и с интересующей нас темой, а ведь ей посвящён ряд впечатляющих эпизодов цикла («Гедали», «Рабби», «Кладбище в Козине», «Берестечко», «Сын Рабби», «Их было девять»). В условиях негласного, но, тем не менее, официального антисемитизма 1970-х все упоминания о евреях выкинули. Оставили лишь%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%bc%d0%b8%d1%8f1 намёки на «пятую графу» рассказчика, коим вместо Лютова стал очкарик-интеллигент из Одессы, очень отдалённо похожий на Бабеля, с семитской внешностью и характерным акцентом. Фамилию ему дали вполне нейтральную – Лейкин (А. Кацынский; фото актёра в роли помещено рядом). Впрочем, заложенные писателем в своего двойника черты гуманизма авторы композиции хоть немного, но сохранили. Так в первой серии он сначала читает красным бойцам статью Ленина, а затем спасает от их самосуда пленного белого офицера. Но, на этом его активное участие в действии закончилось. В дальнейшем Лейкин выступает только как участник массовки. Новых киновоплощений «Конармии» до сих пор нет, а читателя и зрителя интересующихся еврейской темой у Бабеля отсылаем к литературному тексту.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>