Табачник (Австрия-Германия, 2018) Режиссёр Н. Лейтнер

Длительность 113 минут%d1%82%d0%b0%d0%b1%d0%b0%d1%87%d0%bd%d0%b8%d0%ba1
В России шёл под названием «Мой друг доктор Фрейд». Экранизация одноимённого романа Роберта Ситалера. Осень 1937 года. Воспитанный матерью-одиночкой в австрийской глуши 17-летний примерный мальчик Франц Хушель (Саймон Морзе) вынужден отправиться в Вену. Женщина направила его к старому знакомому – инвалиду Первой мировой Отто Тришнеку (Йоханнес Криш) и юноша устроился продавцом в его табачную лавку. Ветеран оказался мастером своего дела, научившим новичка видеть в маленьком магазинчике «храм ума, души и наслаждения». Однако, молодость есть молодость. Однажды, во время прогулки по городу, Франц познакомился с красивой чешкой Анешкой (Эмма Дрогунова) и влюбился в неё со всем пылом первого чувства. Но его новая знакомая исчезла так же внезапно, как и появилась. Смущённый и разочарованный собой, юноша осмелился обратиться за советом к постоянному покупателю – доктору Зигмунду Фрейду. С этого момента началась необычная дружба между юным табачником и 80-летним великим психиатром. Несмотря на преклонный возраст, профессор вовсе не забыл проблемы и комплексы молодости. Он взялся руководить Францем, и преподал ему драгоценные уроки жизни, которые не прочтёшь ни в одном учебнике.

Хушель с трудом нашёл любимую, жившую в колонии нелегальных чешских мигранток. Все они не имели разрешения на работу и добывали деньги самыми разными путями Дальнейший роман увлечённого юноши с Анешкой развивался по извилистому сценарию. Девушка то снисходила до интимной близости с ним, то исчезала на длительное время. Непредвиденные и жестокие коррективы в и повседневное бытие героев ленты внесла национальная трагедия – «аншлюсс» (захват Германией Австрии).%d1%82%d0%b0%d0%b1%d0%b0%d1%87%d0%bd%d0%b8%d0%ba3Большинство австрийцев по-началу с восторгом встретили завоевателей, одобряли «новый порядок». Артисты дешёвых кабаре срочно меняли свой цвет на коричневый – вместо критики Гитлера выдавали на публику плоские юдофобские шуточки. Вывешивались антисемитские законы, предвещавшие Холокост. Но были среди венцев и те, кто не подчинился стадному инстинкту и не собирался выполнять предписания нацистов. К числу таких относился и Тришнек. Инвалида не пугали ни устные запугивания, ни издевательские надписи на магазинчике «Здесь продают товар евреям». Он продолжал снабжать табаком и сигарами всех, кто хотел их купить, независимо от национальности. За это и поплатился. По доносу соседа-трактирщика, давно зарившегося на помещение магазина, Отто арестовали. Старик исчез в подвалах гестапо, и ни Франц, ни зритель так и не узнают, умер ли он сам или его убили. Сходные процессы происходили и с «расово неполноценным» Фрейдом. Напуганные пациенты отказывались от его услуг. Но юноша вовсе не собирался предавать старого друга. Любыми путями он прорывался в охраняемую фашистами квартиру великого учёного-еврея, чтобы сказать ему добрые слова. Был среди тех, кто прямо сказал «уезжайте, доктор Фрейд» и провожал его на вокзале. Стойкая нравственная позиция толкала Франца в оппозицию оккупантам, поэтому его жизнь оказалась под угрозой… Особое место в фильме занимает образ нашего великого соплеменника Зигмунда Фрейда (Бруно Ганц). Актёр великолепно сыграл физически слабого старика, активность которого поддерживается могучим интеллектом и неукротимой силой духа. Острота ума титана науки показана через сочинённые Ситалером и вложенные в уста психоаналитика, %d1%82%d0%b0%d0%b1%d0%b0%d1%87%d0%bd%d0%b8%d0%ba2афоризмы, типа: «Если вы курите плохую сигару, она на вкус как конское дерьмо. Если вы курите хорошую сигару, она на вкус как табак. Если вы курите очень хорошую сигару, она на вкус как мир», «Женщины в чём-то похожи на сигары – торопливая затяжка может испортить всё удовольствие», «Любовь – всегда ошибка», «Мы приходим в этот мир не только ради ответов, но и чтобы задавать вопросы». Можно привести верное суждение одного из авторов сайта kinopoisk,ru. «Фильм Николауса Лейтнера рассказывает о необычайной дружбе людей из разных эпох. Старость здесь объединяется с молодостью и преподает нам крепкий урок о том, что в любом возрасте есть место чувствам, душевности, дерзости и страсти. Конечно, Зигмунд и Франц слишком разные по происхождению, воспитанию и образованию, но судьба свела их дружескими узами, которые позволяют им чему-то научиться друг у друга и каждому сделать собственные выводы. Причем Фрейд при этом получает знания в не меньшей степени, нежели Франц, хотя так сразу об этом и не скажешь. Но самое интересное здесь то, что излагает сам великий психиатр, чей разум даже на старости лет обладает поразительной остротой». К сожалению, этот образ стал последней работой Бруно Ганца – помянем добрым словом замечательного артиста, завершившего карьеру и жизнь столь достойной работой. В целом фильм сделан очень добротно, ярко показывает особенности начала германской оккупации в сопредельной стране и положение при этом евреев. Он удостоен ряда призов в Австрии и Германии.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>