Волынь (Польша, 2016) Сценарист и режиссёр В. Смажовски

Длительность 148 минут
%d0%b2%d0%be%d0%bb%d1%8b%d0%bd%d1%8c1Сценарий создан на основе сборника рассказов Станислава Сроковского «Ненависть». Его тема – массовое истребление поляков Волыни в 1943 году сторонниками Степана Бандеры. Об этих событиях в социалистическое время не говорили, да и поныне киевские власти стараются их не вспоминать, ибо это выставляет в роли кровавого преступника их «великого борца за свободу» и его сообщников Лента открывается многозначительным эпиграфом: «Восточных поляков убивали дважды. Первый раз – ударами топоров. Второй – замалчиванием произошедшего». Место действия – одна из волынских деревень, его хронологические рамки 1939 – 1943 годы. В центре сюжета трагическая судьба польской крестьянки Зоси Гловацкой (Михалина Лабач), влюбленной в украинского парня Петро Гапына, но, против воли, выданной родителями за соплеменника, богатого вдовца Мацея Скибу. События, которые поначалу пришлось пережить главной героине  хорошо озвучены разными источниками. Это поражение Польши от гитлеровской Германии и раздел страны по пакту Молотова-Риббентропа. Далее показан ввод Красной Армии на Волынь и депортация органами НКВД зажиточных поляков (так называемых кулаков) в Сибирь. Затем, в июне 1941 появились фашисты и началось стремительное оживление украинского шовинизма, приведшее через пару лет  к печально знаменитой резне.

Тогда ОУН Бандеры, благословлённая униатской церковью и поддержанная значительной частью соплеменников, приступила к массовому садистскому уничтожению «ляхов». Цель погромов – создание мононационального государства. Уцелевшие крестьяне польских деревень, хоть и с опозданием соорганизовались и ответили противнику с не меньшей жестокостью. В этом вихре насилия Зося чудом уцелела, потеряв всех родных и сохранив только малолетнего сына. Германская армия в те дни полностью бездействовала, получив указание не вмешиваться в разборки презренных славян… %d0%b2%d0%be%d0%bb%d1%8b%d0%bd%d1%8c3В контексте показанного Апокалипсиса достаточно рельефно показана еврейская тема. Главным образом она проходит через судьбу семьи местного шинкаря Исаака Мельцера (Томаш Сапрык). До войны в его корчме, невзирая на презрение к владельцу, мирно пили и поляки, и украинцы. Те и другие вынуждены были покупать водку втридорога «из-под полы», ибо власти (проявление антисемитизма) не давали хозяину лицензии на продажу крепких напитков. Любопытный нюанс: когда в сентябре 1939 Волынь оказалась включена в состав СССР, Красную армию по фильму с восторгом встретило в первую очередь именно еврейское меньшинство. Вокруг русских офицеров и бойцов мы видим в первых рядах радостные семитские лица. Ничего удивительного в этом нет, так как наши соплеменники в тех местах несколько веков испытывали все «прелести» панской юдофобии. Многие из них наслушались легенд о «равенстве наций» при социализме и наивно надеялись на лучшее будущее. Две основные этнические группы региона в этот момент настороженно ждали чем обернётся для них новая власть. Однако, украинцы, оказавшиеся в составе «своей» республики – УССР, быстрее почувствовали себя представителями титульного народа. Именно они начали активно помогать Советам в «раскулачивании» поляков.%d0%b2%d0%be%d0%bb%d1%8b%d0%bd%d1%8c2С появлением нацистов два года спустя картина резко изменилась. Теперь на экране показано, как гитлеровцев с энтузиазмом приветствовали уже украинцы. Их националистически настроенные слои увидели в приходе оккупантов возможность создания «самостийного» государства. Для евреев же  приход фашистов означал немедленное начало Холокоста. Оккупанты в первые же часы господства и при пассивном одобрении основной массы населения уничтожили всех выявленных в селе “жидов”, начиная с учительницы. Позднее зритель становится свидетелем одной из самых жестоких, но реалистичных сцен фильма, когда два набитых евреями грузовика приехали к заранее выкопанному недалеко от деревни рву. Здесь несчастных выгнали из машин, раздели догола и скосили автоматными очередями. В эту годину бедствий, с риском для жизни Зося Главацка несколько недель прятала у себя на сеновале Исаака, его жену Хайку (Этель Шиц) и их сына. Во время одного из обысков Мельцеры бежали из своего укрытия, чтобы не подставлять главную героиню под расстрел. Они умолили спрятать их одного из местных украинцев – Гаврилюка, пообещав ему за спасение спрятанное в лесу золото. По мере приближения зимы в погребе стало невыносимо холодно и Хайка умерла. Хозяин, которому надоело рисковать, повел жида в лес и потребовал имеющиеся у него богатства. Мы не знаем, отдал ли Исаак своему корыстному «покровителю» обещанные ценности. Можно только догадываться, что в любом случае тот попросту забил бывшего шинкаря лопатой. В это же самое время сын Гаврилюка Василько выпустил на свободу сына Мельцеров, единственного уцелевшего к тому моменту из семьи. Дальнейшая, скорее всего трагическая, судьба мальчика в фильме не прослеживается. К тому же интересующая нас тема к последней трети действия заканчивается, ибо к 1943 году практически всех евреев Волыни уже истребили…%d0%b2%d0%be%d0%bb%d1%8b%d0%bd%d1%8c4Как сообщают источники интернета режиссёр трудился над своим проектом 5 лет и стремился к максимальной исторической достоверности, выверяя каждую деталь. На съёмочной площадке постоянно присутствовали историки. Результатом напряжённой работы стало эпически грандиозное полотно. Реализм и достойная игра актёров получили высокую оценку польских зрителей и СМИ. Так, критик Тадеуш Соболевский писал: «Через мгновение после первого показа «Волыни» Войцеха Смажовского на фестивале в Гдыне я хочу сказать только одно: это великий фильм. Беспрецедентный в польском кинематографе после 1989 года. Он не осуждает взаимных прегрешений, не ведет к какому-либо политическому тезису. Он дает целостный образ мира, в котором зло ищет выход и находит его». В то же время, значительная часть украинского сообщества встретила кинокартину с нескрываемой враждебностью. Местные националисты препятствуют показу «Волыни». Правые СМИ либо обходят её молчанием, либо объявили клеветнической. Ещё бы, ведь там из уст бандитов ОУН звучат  звучат столь знакомые по современности лозунги «Слава Украине! Героям слава». Без прикрас показана звериная сущность национализма и фашистского прихвостня Бандеры. Его отряды предстают на экране не борцами за истинную свободу, а военными преступниками, организаторами этнической чистки. Попутно, с раскрытием главной темы, в действие включена впечатляющая иллюстрация Холокоста в Западной Украине, совершённого опять же при активном содействии местных коллаборационистов. Фильм можно найти на торрентах в двух вариантах: полном и сокращённом. Данная аннотация сделана на основе полной версии.

Волынь (Польша, 2016) Сценарист и режиссёр В. Смажовски: 3 комментария

  1. По-моему сильная картина. И тема поднята болезненная. Из того, что я знаю, считаю главными виновниками трагедии украинских националистов. А сейчас их делают героями. Страшно и обидно.

  2. Сильный фильм. Ничего подобного о межнациональных разборках между украинцами и поляками не видел.

  3. Исторический неудобный для украинцев фильм. Напоминание полякам с кем они имеют дело.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>