Закат (Венгрия-Франция, 2018) Режиссёр Л. Немеш

Длительность 141 минута
%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d1%8218-1Гибрид притчи и детектива, сделанный в русле авторского кинематографа. Будапешт 1913 года. 22-летняя Ирис Лейтер (Юли Якаб) приезжает в столицу Венгрии. Она осиротела в два года, в 12-ть её удочерила семья из Триеста, где девочка выросла, получила образование и стала способной модисткой. В столице Венгрии она решила устроиться на работу в крупный дамский шляпный салон, когда-то принадлежавший ее покойным родителям Розе и Леопольду. Новый владелец магазина Оскар Брил (Влад Иванов) повёл себя по отношению к ней странно. Он то предлагал ей побыстрее уехать, то использовал как символ преемственности бизнеса в дни празднования 30-летия магазина. Вскоре главная героиня поняла, что недоверие к ней основано на неприятии окружающими её брата Кальмана Лейтера о котором она никогда не слышала. Разыскивая этого единственного близкого родственника Ирис узнала о нём как об одном из руководителей местных анархистов. Возглавляемые им группы люмпенов не гнушались убийств, погромов, уничтожения собственности состоятельных буржуа и дворянства. Каким образом складывались их отношения читатель может узнать после просмотра фильма, имеющегося в интернете с русской озвучкой.

Однако при этом нужно учитывать характерные особенности кинокартины, крайне непростой для восприятия.  Творческий почерк режиссёра основывается на неторопливом развёртывании действия в тщательно воссозданном антураже начала 20-го века. Камера оператора большую часть времени следует за главной героиней, как бы показывая происходящее её глазами. Ирис же ведёт себя как растерявшийся чужак в мало знакомом городе, не ориентируется в окружающей её круговерти и не разбирается в происходящем. Когда девушка ищет брата в мрачных, населённых маргиналами и преступниками, окраинах Будапешта, наивность ставит под угрозу её честь и жизнь. В диалогах ленты много недосказанностей, требующих постоянного додумывания. В зрительном ряде и в репликах постоянно присутствуют намёки и символы, которые нужно расшифровывать. Однако это приходится делать, ибо именно через сложную систему иносказаний Ласло Немеш рисует картину упадка и предстоящего крушения Габсбургской монархии – отсюда название ленты.%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d1%8218-2Особое внимание привлекает показ интересующей нас темы. К нашему лёгкому удивлению на фестивале в Хайфе, фильм был включён в ретроспективу «Еврейский опыт». Журналист Юл Бердичевский даже охарактеризовал его как: «мощную драму о трагедии еврейской семьи, вроде бы интегрированной в австро-венгерское общество 1913 – 1914 годов» («В шатрах мирового кино», еженедельник «Секрет», 17-23, 11, 2019). Следует разочаровать читателя. Драма по-настоящему высоко талантливая, но никакого даже мало-мальски заметного показа жизни наших соплеменников в действии нет. От их “пятой графы” остались только имена и фамилии (и то неявно). Перед нами уже не интеграция, а полная ассимиляция, то есть абсолютная утрата связи с традицией и культурой своего народа. Не в этом ли исторический опыт замеченный организаторами Хайфского МКФ? Кстати, о еврейском аспекте содержания молчит и режиссёр Ласло Немеш. Характеризуя свою работу, он говорит: «Я решил вернуться к тому периоду нашей истории, когда человечество стояло на перепутье. До того, как случилась Первая мировая война, у нас еще была возможность пойти по совсем другому пути. 100 лет назад наша цивилизация была такой многообещающей, такой утонченной, и все же она выбрала самоуничтожение, падение с высот цивилизации во тьму варварства. Я хотел снять фильм о той эпохе, хотел, чтобы зрители погрузились в нее вместе с Ирис – кротким созданием, что ищет брата, о котором она раньше никогда и не слышала. В процессе же поисков она не только узнаёт, кто он, но, что важнее, пытается понять, кто она такая. (…) Я старался создать не обыкновенный исторический фильм, а настоящее путешествие, которое не просто фиксирует происходящее вокруг, а обращается к личному опыту. Для этого нам предстояло определенным образом проработать сюжет и спланировать сцены так, точно это движение планет. Ирис — одинока, словно планетка, затерянная в космосе, полном других планет и звезд, которая неожиданно для себя сталкивается со светом, тенью и тьмой, окружающими ее». Так, что если авторы ленты и коснулись еврейской темы, они растворили её  в общечеловеческом звучании показанных им конфликтов. В результате эта тема проходит в действии даже не вторым, а каким-то пятым – десятым планом. Ставшая частью европейской культурной среды главная героиня уподоблена даже не “планетке”, а щепке, безвольно плывущей по реке истории. В итоге поток событий приносит её, как медсестру, прямёхонько в траншеи Первой мировой… Лента сделана мастерски, удостоена приза ФИПРЕССИ Венецианского МКФ, но еврейская тема гораздо отчётливее раскрыта в предыдущей работе режиссёра “Сын Саула” (см каталог).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>