Владыка Андрей (Украина, 2008) Режиссёр А. Янчук

Длительность 125 минут
%d0%b2%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d1%8b%d0%ba%d0%b0%d0%b01Байопик воспроизводящий  страницы противоречивой жизни львовского митрополита Андрея Шептицкого (1865 – 1944). С 1917 года он являлся экзархом (наместником) католической церкви отошедшей к Польше Западной Украины Судя по многочисленным источникам его действиями руководили две основные идеи. Первая – защитить интересы своей конфессии, и вторая – поддерживать любые организации, боровшиеся за независимость его родины. Как священнослужитель имел за собой только силу пастырского слова, поэтому ему ничего не оставалось, кроме как хитро лавировать между режимами, контролировавшими его регион. Приходилось пресмыкаться перед диктаторами, такими как: Пилсудский, Сталин, Гитлер и снова Сталин, пытаясь использовать их в своих интересах. Отсюда же его примирительное отношение к бандеровцам и их союзникам. Такая политика неизбежно приводила Владыку к постоянным моральным компромиссам, но в наши дни именно упорное стремление к «самостийности» сделало из прелата объект восхваления крайними националистами. С их позиций и сделана работа Александра Янчука. В исполнении Сергея Романюка (Шептицкий) перед зрителем предстаёт не просто глубоко верующий католик, но апостол христианских ценностей, можно сказать безгрешный святой.

При этом старательно обходится его откровенное сотрудничество с фашистами (пример – участие в создании дивизии СС «Галичина»), верноподданнические телеграммы Гитлеру, Сталину и иные сомнительные деяния. А ведь столь же неоднозначно он относился и к нашим соплеменникам.
Вольно или невольно кинокартина показывает, что митрополит делил евреев на две категории. Первая – верующие иудеи, к которым он относился вполне терпимо и даже помогал (см 92 – 97 минута фильма). Эту сторону его деятельности изображает пара эпизодов с изображённым на кадре ниже Львовским раввином Иехезкелем Леви (Олег Треповский). Во время их встречи 31 июня 1941 года тот сообщил Владыке, о планируемой гитлеровцами на следующий день масовой «селекции» евреев. (В рамках Холокоста подобные “акции” проводились в городе многократно и закончились полным истреблением расово неугодного фашистам населения). Но предложение католического священника спрятаться у него в доме и тем спасти свою жизнь, раввин категорически отверг. Он мужественно сказал, что как духовный глава религиозной общины должен разделить со своей паствой все её мучения. Тем не менее, перед своей гибелью Леви попросил собеседника избавить от смерти его малолетнего сына и патер, по-видимому это сделал. Следующий за разговором кадр – панорама горящей синагоги. Ещё далее – показ коридоров женского монастыря и его насельниц, укрывающих в обители еврейских детей. Последняя составная часть подраздела – многозначительный разговор на иврите между мальчиком в кипе и самим митрополитом, знавшим древний язык. Ребёнок рассказывал доброму дедушке о том, как уничтожили его семью, а владыка Андрей утешал сироту. Но прелат отнюдь не всегда был защитником наших соплеменников. %d0%b2%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d1%8b%d0%ba%d0%b0%d0%b02С одной стороны Шептицкий считал Холокост варварским деянием. Он оказался единственным представителем католической церкви в Европе, кто обращался с письмом к Папе Римскому и к Гиммлеру, протестуя против истребления иудеев. Митрополит также защищал евреев во время визита во Львов в начале 1943 года галицкого губернатора Отто Вехтера. В проповедях прелат запрещал верующим помогать немцам в убийстве наших соплеменников[. Известно о распоряжении экзарха спасти более сотни еврейских детей и несколько семей раввинов. Помощь в этом благом деле ему оказал показанный в фильме брат Владыки – Климентий (Тарас Жирко). Однако, существовало намеренно не отражённое в фильме враждебное отношение митрополита к светским советским евреям. Так, после ввода Красной Армии во Львов в 1939 году он жаловался в Ватикан: «вместе с «безбожными Советами» в Галицию прибыло огромное количество евреев и еврейское присутствие отягощает жизнь (…) Поразительно много евреев вторглись в экономику и придали Советской власти черты мелкой жадности, характерной для еврейских лавочников. В школах руководят евреи или атеисты, там воцарилось безбожие». После подобных заявлений понятно почему митрополит, на словах осуждая Холокост, не препятствовал прямому участию украинских националистов в расстрелах еврейского населения городов и штеттлов региона. Обрисованная двусмысленность по отношению к нашим соплеменникам стала неодолимой преградой в присвоении Шептицкому звания праведника народов мира. Хотя об этом неоднократно просили, обращаясь в музей «Яд ва-Шем» спасённые им члены иудейской общины Львова и окрестностей. Лента даёт материал для понимания сущности еврейской проблемы в Западной Украине и отражения темы в современном украинском кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>