Царь царей (США, 1961) Режиссёр Н. Рей

Длительность 171 минута
%d1%86%d0%b0%d1%80%d1%8c%d1%861Классический пример апологетического освещения жизни Иисуса господствовавшего на экране до 1970-х. В фильма того периода всячески подчёркивалось общечеловеческое звучание его учения, а национальная принадлежность главного персонажа старательно затушёвывалась. Слово еврей не использовалось, да и про иудеев вспоминали считанное число раз. Историческая обстановка воспроизводилась в отвлечённо восточном стиле, чтобы христианский зритель (упаси Б-г) не вспомнил из какого народа произошёл его мессия. К этому добавлялось желание создателей эпических религиозных блокбастеров вставить в евангельские сюжеты занимательную отсебятинку. В результате получался дикий винегрет из правды и вымысла. Впрочем, про истину волей-неволей приходилось вспоминать. Об этом напоминает бегло показанный захват Иудеи Римом, более подробно обрисованное насилие оккупантов и грабёж местного населения. Вполне реальной в таких условиях выглядит продажность верхушки богатеев, во главе с Иродом Антиппой (Фрэнк Тринг) работавших на прокуратора Понтия Пилата (Херд Хэтфилд). Бесконечными поборами и  частыми репрессиями порождалась стойкая ненависть иудеев к захватчикам. Вместе с тем, откровенным враньём является поднятие на щит уголовника Варравы (Гарри Гуардино), превращённого в борца за независимость.

Понятно, когда проходимец такого рода организует мелкую шайку сообщников. Но превращать его в лидера, собравшего десятитысячную повстанческую армию – это уже перебор. Тем не менее авторы фильма сделали одним из главных эпизодов мифическое крупное восстание в Иерусалиме и его кровавое подавление. Второй и центральной по смыслу точкой действия (14 минут) стал показ Нагорной проповеди. Выделение двух этих двух фрагментов не случайно; оно максимально выражает конфликт основных путей борьбы с римлянами: оружием или мирным словом. Какая из форм гуманнее и потому должна победить читателю понятно. Любой желающий может сам посмотреть фильм в интернете и вынести своё суждение. Лента, хотя и порядком устарела, сделана очень живописно, по-старомодному, неторопливо, временами воспринимается неплохо. Предлагает свои варианты понимания некоторых популярных сюжетов, таких как о Варраве и Саломее (ленты о них с иными толкованиями см в каталоге). Образ Иуды при этом оттеснён на второй план. Зрителям интересующимся отражением в кино еврейской темы тратить почти три часа на это полотно не стоит. Добавим, с 1970-х показ жизни нашего народа в начале новой эры стал носить более реалистичный характер (пример в каталоге – «Иисус из Назарета» Ф. Дзефирелли)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>