Тель-Авив в огне (Израиль-Франция-Люксембург, 2018) Режиссёр С. Зоаби

Длительность 95 минут
%d1%82-%d0%b0%d0%b2%d0%be1Источники называют ленту, поставленную палестинцем Самехом Зоаби комедией с элементами сатиры. 30-летний араб из Восточного Иерусалима Салам Аббас (Каис Нашеф) служил в Рамаллахе ассистентом на съемках антиизраильской мыльной оперы «Тель-Авив в огне». За воплощением её националистического содержания следила активистка исламистов Талья (Лубна Азабаль). Важная деталь сюжета: по дороге в столицу «автономии» главный персонаж ежедневно проходил КПП ЦаХаЛа, командиром которого являлся образованный капитан Асси Цур (Янив Битон). Их разговоры касались работы араба и несколько разумных советов офицера привели к тому, что Салама перевели на должность сценариста. Возникла только одна проблема – молодой человек никогда в жизни не писал сценариев. А его робкие попытки сочинить нечто приемлемое попали при досмотре в руки пограничника. Здесь по аннотациям не понятен языковой момент: вряд ли палестинец писал на иврите, следовательно, капитан ЦаХаЛа должен был свободно понимать арабскую вязь. Если это так, сочинения Аббаса возмутили Цура и как культурного человека и как израильтянина. По первой позиции его оттолкнул примитивный художественный уровень творений палестинца. А по второй насторожила оголтелая антиизраильская направленность сериала.

Офицер немедленно доложил о ситуации начальству и генерал Иехуда Эдельман (Иосиф Свейд) поручил подчинённому поставить под контроль направленность исламской ТВ-поделки. Выполняя приказ, израильтянин согласился написать палестинцу необходимые тексты. При этом, он представил своё предложение как торговую сделку и назначил приемлемую цену. Её составили не деньги, а постоянные поставки лучшего хумуса (восточная еда) и условие завершить сериал не взрывом бомбы, а сценой свадьбы. Арабским инвесторам понравились сцены представленные Аббасом, но они решительно выступили против мирного финала. Салам оказался между молотом и наковальней, при этом ему предстояло найти такой ход, который удовлетворил бы обе стороны…
Лента вызвала полярно противоположные оценки в Израиле и Палестине. Так, еврейский критик Шмулик Дувдевани (сайт ynet.co.il 10.06.2019) отметил: «На первый взгляд перед нами оригинальный поворот в показе израильско-палестинского сосуществования. Фильм Самеха Зоаби воссоздаёт властные отношения властей на «территориях» с вымышленным миром мыльных опер. Представителю израильской администрации удается получить контроль над созданием телевизионного текста ТВ в Рамалле посредством подчинения себе сценариста-палестинца. Еврей пишет палестинско-националистическую фантазию с целью снизить уровень вложенного в неё антисемитизма. А палестинец полностью зависит от еврея, ибо от качества представленного им текста полностью зависит его повышение по службе (…) Задумка могла бы быть интересной, но фильм застрял на стадии разработки основной ситуации и не сумел «раскрутить» её интересными занимательными и содержательными способами». В тоже время арабский зритель (сайт imbd) отметил: «Если вы ничего не знаете о жизни на Западном берегу, фильм предоставляет вам мрачные напоминания, каково это жить в условиях оккупации, когда чей-то большой палец ежечасно грозит раздавить вас как насекомое (…) Это неглупая история с умным концом и потрясающей информацией, которую можно купить за банку хумуса». Мировая премьера «Тель-Авива в огне» состоялась на Венецианском кинофестивале в рамках программы «Горизонты» и Каис Нашеф получил награду за исполнение роли Салама. На кинофестивале в Хайфе лента получила две награды: за лучший фильм и лучший сценарий. Кинокартину также представили от Люксембурга на «Оскар» по категории лучший фильм на иностранном языке, но она не прошла отбор. (составлено после просмотра трейлера и по различным источникам)

Тель-Авив в огне (Израиль-Франция-Люксембург, 2018) Режиссёр С. Зоаби: 1 комментарий

  1. 75-й ежегодный Венецианский международный кинофестиваль проходил с 29 августа по 8 сентября 2018 года. Жюри основного конкурса возглавил мексиканский режиссёр Гильермо дель Торо, получивший на прошлом фестивале Золотого Льва за фильм « Форма воды ». Израиль представлен только во внеконкурсном показе фильмом Амоса Гитая “Трамвай в Иерусалиме” Я его в каталоге не нашёл.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>