30 шекелей в час (сериал Израиль, 2012, 2014) Режиссёры С. Эзоуз, Д. Офек

Длительность 670 минут (37 х 8 + 37 х 10)
30%d1%88%d1%87%d0%b0%d1%811Чтобы лучше понять содержание фильма (особенно для чужестранца) необходимо поговорить об актуальности темы. В еврейском государстве почти четверть всех трудящихся работают через подрядчиков, так называемых кабланов. Заключая с этими посредниками договоры на выполнение тех или иных обязанностей государственные и крупные фирмы избавляются от необходимости включать в штат низкооплачиваемый и неквалифицированный персонал. При таком подходе им можно не выплачивать пакет социальных надбавок – это должен делать посредник. Однако посмотрим на примере сериала как чаще всего действует типичный каблан (в данном случае Йоси). Он зарегистрировал ООО (хевру) «Далин», и взял тендер на уборку в нескольких точках, в том числе на трёх этажах высотного здания. За приведение в порядок этих помещений подрядчик получал от занимающей площадь крупной фирмы 43.000 шекелей в месяц. Своим трём сотрудницам «щедрый» хозяин платил аж по 18 шекелей в час (расценки 15 летней давности), заставляя их пахать по 10 часов. Ещё примерно 1.500 уходили на необходимые персоналу, самые дешёвые расходные материалы: швабры, тряпки, один пылесос, “хомеры” – средства для чистки и т д. Каждый замеченный промах карался вычетами из зарплаты.

Всего расходов набегало примерно 15.000. Следовательно, ежемесячная прибыль Йоси составляла 28.000 шекелей. Награбленного хватило на приличную квартиру в Холоне. Однако хорошего мало не бывает.30%d1%88%d1%87%d0%b0%d1%815Далее развитие ситуации по фильму. На 9 – 10 – 11 этажах от «Далин» трудились три ещё молодые, старательные и трудолюбивые женщины с непростой судьбой. У израильтянки Аснат (Рути Борнштейн) дочь Моран сидела в тюрьме по обвинению в убийстве бой-френда. Маме нужно было 70.000 на приличного адвоката (услуги юристов в Израиле, как и везде, стоят дорого). Арабка Амаль (Самира Сериа) пошла против воли родителей и вынуждена бежать из дома на «территориях» в Тель-Авив. Жилья не было. Ночевала либо на работе, либо где придётся, пока её не приютила коллега по швабре украинка Ирена (Софья Острицкая). Эта “русия” с дипломом инженера приехала в Израиль с обалдуем-мужем, евреем Константином (Владимир Фридман). Только его “пятая графа” позволила “гойке” получить рабочую визу. Но супруг трудиться на исторической родине не желал, пытался жить за счёт жены, мешая ей посылать для поддержки оставшейся в стране исхода дочери… И вот таким задавленным жизнью работницам «ненаглядный» Йоси сообщил об их увольнении в течение двух недель. Главные героини быстро выяснили простую причину. Каблан нашёл безропотных не разбирающихся в израильской реальности таиландок, которым можно платить ещё меньше и, класть в свой карман больше.30%d1%88%d1%87%d0%b0%d1%813 Однако, Аснат услышала, что дающая подрядчику тендер головная фирма ищет способы сокращения издержек. Она пошла приём к одному из её руководителей Нехемии Коэну Минцу и предложила ему убирать три этажа за полцены – 21,500 шекелей. Бизнесмену изрядно надоели фокусы главы Далина»  и такое предложение пришлось ему по душе. Он помог троице зарегистрироваться юридическим лицом, дабы иметь возможность заключить с ними полноценной соглашение. В переговорах выяснилось, что при уменьшении расходов и честных расчётах  есть возможность увеличить зарплату уборщицам до 30-ти шекелей в час (вот оно и название ленты). Поначалу пришлось преодолеть немало трудностей, в первую очередь от «друга» Йоси, делавшего неожиданным конкуренткам разные пакости. Особенно подло выглядели попытки натравить непокорных работниц друг на друга, используя их различия в национальности и менталитете. Но все трое оказались неглупыми женщинами . Они поняли, что их сила в единстве и во взаимном доверии. Поэтому дело пошло, хотя главным героиням пришлось сталкиваться с ожидаемыми и непредвиденными трудностями… Зрители сами могут найти начальные 8 эпизодов в интернете с русскими субтитрами, оценить достоинства и недостатки сериала.30%d1%88%d1%87%d0%b0%d1%812Подводные камни поднятой темы хорошо известны чуть ли не всем «олимам», начинавшему “алию” с «никайона» или иных «чёрных» работ. Ведь до сих пор неясно почему в государстве, провозглашающем главным приоритетом защиту труженика, сохраняется такая беззастенчивая форма рабовладения, как подряд? Многочисленные лазейки в законодательстве не позволяют её контролировать и владельцы “хеврот” сплошь да рядом делают с подчинёнными что хотят. Власть и мы грешные отлично знаем сущность этой системы, но все инстанции делают вид, будто так и должно быть. Вопрос: почему кабланы живут, процветают и даже «всесильный» профсоюз «Хистадрут» мало что может с ними делать? Ответ прост: в стране существуют солидные силы и личности, материально заинтересованные в сохранении этой разновидности рабовладения. Поэтому успешно нейтрализуются любые попытки сопротивления ей. Но в этом же неприятии веская причина по которой этот реалистичный по исполнению, жизненный по содержанию фильм получил широкий резонанс. Он был удостоен нескольких наград. В частности, получил премии Израильской академии ТВ за лучший сериал, за лучшую режиссуру и вызвал 10-серийное продолжение. Во втором сезоне дела у главных героинь пошли всё лучше и лучше, они стали расширяться, нанимать новых работниц и перед ними во всей полноте встал вопрос: как оплачивать их труд. Проще всего урезать зарплату с перспективой превратиться в копию «Далина». Как уверяют рецензенты, эти и многие другие проблемы показываются с психологической достоверностью и с чувством юмора. Автор этой аннотации продолжения не видел, но то, с чем он ознакомился сделано на хорошем профессиональном уровне и даёт пищу для размышлений. Единственное и серьёзное препятствие к восприятию – очень замедленный темп повествования. Для зрителя привыкшего к динамичному кино это решающая причина бросить просмотр “30-ти шекелей” ещё до конца первой серии. А жаль…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>