Скоростной трамвай (Израиль-Франция, 2018) Режиссёр А. Гитай

Длительность 94 минуты
%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%b2%d0%b0%d0%b9%d0%b2%d0%b82Французское название «Трамвай в Иерусалиме». Судя по описаниям, фильм состоит из серии бытовых зарисовок и комедийных сцен, которые происходят в вагоне скоростного трамвая. Эта достопримечательность известна каждому, кто побывал в Святом городе. К нему хорошо приложим художественный приём, при котором транспортное средство: корабль, самолёт, поезд, автобус и т д становятся моделью различных уровней социальной общности людей от человечества до небольшой группы. А скоростной трамвай в исторической столице Израиля – ещё и символ общения представителей различных национальностей, конфессий и стран. Кинокартина идёт на 6 языках: еврейском, арабском, французском, итальянском, немецком и идиш. Отсутствие сквозных персонажей и больших ролей побуждало исполнителей особенно тщательно подходить к созданию образов. Их нужно было «лепить» ярко, броско, так, чтобы они запоминались за короткое отведённое им экранное время. Для реализации такого замысла режиссёр собрал впечатляющий интернациональный ансамбль исполнителей. Так Матье Амальрик выступает в роли парижского туриста, цитирующего на Святой земле письма Флобера, а на его чтение накладывается арабская мелодия.

Затем появляются последователи Нахмана из Браслава энергично распевающие «Весь мир – узкий мост». Яэль Абекасис и Моше Форстер играют семейную патриотически настроенную пару, убеждённую, что у Израиля мощная армия. Эран Сабаг предстаёт в костюме Троцкого и с томиком трудов великого смутьяна. Джилл Бен Дэвид оказался новым иностранным тренером команды «Бейтар», который не понимает иврита и потому не может дать интервью. И так далее… Особых похвал удостоилась Хана Ласло в виде «аидише мамы». Её колоритный внешний облик и сочный идиш побудил некоторых критиков считать созданный ею персонаж наибольшей удачей фильма. Как выразитель левых взглядов Гитай высказал своё видение арабо-израильских отношений. Это сделано через фигуру еврея-охранника поезда (Лирон Лево), который намеренно грубо и жестоко обращается с палестинскими пассажирами. Такое вот проявление «оккупации и расизма» со стороны Тель-Авива.
Особенностью почерка Гитая, как создателя авторского кино, всегда были внимание к деталям и неторопливый темп. Однако, статичность требует%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%b2%d0%b0%d0%b9%d0%b2%d0%b81 глубокой выверенной идеи, оправдывающей подобную манеру. В противном случае утрачивается смысловая нить и смотреть подобное кино становится просто скучно. И здесь мнения разошлись. Французские зрителям оказалось достаточным увидеть результат работы режиссёра. В Израиле, напротив, концепцию мастера не оценили и сочли, что из произвольного собрания показанных им штрихов невозможно составить единую картину жизни. Отсюда низкие оценки не только «Трамвая…», но последних работ Гитая. По мнению израильских СМИ его творчество рассчитано на узкий круг западных зрителей и неинтересно для аудитории его исторической родины. Так, Шмулик Дувдевани сформулировал следующий вывод: (Сайт ynet.co.il 07.01.2019). «Является ли феномен Гитая подтверждением старого изречения «нет пророка в своём отечестве»? Возможно и так. Ведь израильский зритель проигнорировал его последние работы: «Рабин. Последний день» и «Цили». (их посмотрели в общей сложности всего 3000 человек) Здесь не место для обсуждения этой проблемы. Можно только отметить, что присутствие Гитая в израильском кинематографе, без сомнения, необходимо для полноты спектра художественных исканий. Однако его «Скоростной трамвай» – еще один пример того, как форма у режиссёра побеждает смысл и это отражается на восприятии зрителей». Отклик с сайта imbd 5ещё более категоричен: «Трамвай, безусловно, отличный способ соединить людей и даже завести новые знакомства в Иерусалиме, Париже… где угодно. Тем не менее этот фильм ужасно скучен. Объективно он представляет собой череду наблюдений, столь же наивных, сколь и незначительных. Если вам нужно снотворное, этот фильм может быть прекрасным решением». (составлено после просмотра трейлера и по различным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>