Карл Маркс: молодые годы (СССР-ГДР, 1980) Режиссёр Л. Кулиджанов.

Длительность 467 минут (7 серий)
%d0%ba%d0%bc%d0%bc%d0%be%d0%bb%d0%b31Грандиозный политический заказ идеологов двух социалистических стран, посвящённый становлению личности основоположника научного коммунизма, крещённого еврея Карла Маркса. К созданию проекта были привлечены лучшие кинематографисты СССР и ГДР. Действие обрамляет рассказ 60-летнего мыслителя (Венцеслав Кисев) вспоминающего юность, пришедшуюся на 1836 – 1848 годы. Сценарий сделанный строго в соответствии с принятыми канонами освещает образ гения только с положительной стороны. Показаны время обучения главного персонажа в Боннском и Берлинском университетах, история его длительной любви с Женни фон Вестфален. Именно тогда шли поиски молодым человеком своего места в общественной жизни. Оно началось со сближения и достаточно быстрого разрыва с левым крылом последователей “властителя умов” Гегеля. Далее последовало знакомство и начало совместной многолетней дружбы с Фридрихом Энгельсом (Александр Сафронов), тёплых отношений с Генрихом Гейне (Эдуард Марцевич). Создавались и выпускались первые радикальные газеты и альманахи появились единомышленники в рабочей среде. В опубликованных статьях, наряду с философскими умозаключениями, тиражировались идеи о необходимости революционных преобразований капиталистического строя. 
Крамольные выводы юного Карла вызвали преследования властей германских государств (и, прежде всего Пруссии). Поэтому Марксу с семьей приходилось менять место жительства, перебираясь сначала в Париж, а затем в Брюссель… О национальном происхождении основоположника фильм молчит, хотя каждый мало-мальски образованный “хомо советикус” знал о “пятой графе” Карла. Глухой намёк на неё прослушивается в словах его отца Генриха, протестующего против женитьбы сына на христианке Женни фон Вестфален. «Её семья принадлежит благородному дворянству, а кто мы? Выскочки без роду-племени». Единственный прямой намёк на иудейство Марксов советская цензура пропустила в диалоге Карла и его дяди по матери Лиона Филипса (Леонид Броневой) прозвучавшем в 6 – серии. Этот ещё соблюдавший традицию иудей в разговоре с племянником изрёк: «мой отец, например, хотел, чтобы я стал раввином. Увы, мы так и не поняли друг друга». Родственным путём пошёл и Генрих Маркс (Манфред Цетше). Он презрел волю предков, перешёл в протестантизм, чтобы обеспечить семье достаток и проложить сыну путь к успешной карьере. Получил свой католический «пропуск в рай» и вечный мятежник Генрих Гейне. На всю жизнь поэт сохранил  интерес к прошлому своего народа, но, изгнанный из Германии провёл долгие годы на чужбине. Таковы судьбы трёх наших соплеменников вольно или невольно шедших по пути проложенному основателем Хаскалы Моше Мендельсоном (1729 – 1786). Как известно, многие его потомки и последователи ассимилировались, утрачивая связь с духовным наследием предков. Они либо зависли меж двух культур (Гейне) либо полностью растворились в европейской среде (Марксы), в обоих случаях обогатив общечеловеческие искусство и политическую мысль. Об этом же (более узко) говорит фильм «Год, как жизнь» (см каталог) Что же касается сериала «Карл Маркс: молодые годы», то это добротная, высокопрофессиональная работа имеет только один снижающий динамику недостаток – перегружена цитатами из Маркса и его современников. Очевидно, это условие поставили свыше. Ленту подняли на щит идеологи в СССР и ГДР. В 1982 году её создателей удостоили высокой официальной награды – Ленинской премии. Однако, режиссёр фильма Лев Кулиджанов более содержательно показал еврейскую тему в своей последней работе “Незабудки” (см каталог)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>