Маршалл (США, 2017) Режиссёр Р. Хадлин

Длительность 118 минут
%d0%bc%d0%b0%d1%80%d1%88%d0%b0%d0%bb%d0%bb1Основанная на реальных фактах судебная драма. 1941 год. Адвокат Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения Тергуд Маршалл (Чедвик Боузман) защищает темнокожих ложно обвинённых в тяжёлых преступлениях. Очередное дело приводит правоведа в Коннектикут. Там водителя-афроамериканца Джозефа Спелла обвиняют в изнасиловании своей белой работодательницы Элеаноры Страбинг. По существовавшей практике штата защитника из центра должен был представить местный юрист, который после этого не играл в процессе никакой роли. Для выполнения этой миссии журналист-еврей Ирвинг Фридман вытащил “на авансцену”  своего брата Сэма Фридмана (Джош Гэд). В данном случае никого не интересовало, что тот занимался исключительно мелкими гражданскими исками. Но события пошли по непредвиденному пути. На первом же заседании судья ограничил права «чужака» Маршалла, как специалиста не имеющего местной лицензии. После этого Тергуд мог лишь консультировать, но не получил возможности непосредственно участвовать в судебном разбирательстве. Главным адвокатом определили Фридмана, у которого абсолютно отсутствовала практика ведения уголовных дел. Отсюда две проблемы.

Первая – Сэм оказался вынужден защищать цветного клиента, что позволило белым расистам представлять его «другом черномазых» и поставить под удар его репутацию. Вторая – неопытность юриста давала обвинению надежду легко добиться сурового приговора. Попытки бедолаги отказаться от затруднительного предложения успехом не увенчались. Все тонкости и неожиданные повороты сюжета читатель может узнать из имеющейся в интернете копии фильма с русским переводом. Нас же главным образом интересует обрисовка в кинокартине нашего соплеменника.%d0%bc%d0%b0%d1%80%d1%88%d0%b0%d0%bb%d0%bb2Эволюция образа Фридмана показана в процессе развития сюжета достаточно выразительно. В первых эпизодах перед нами упитанный трусоватый обыватель, который не желает ввязываться в рискованное лично для него расследование. «Хотите, чтобы я вёл дело?» – с неохотой спрашивает он Маршалла. И здесь звучит неточно приведённый, но важный по смыслу фрагмент из Пятикнижия, одинаково хорошо известный и Тергуду и Сэму. «И Господь повелел Моисею обратиться за помощью к брату. Он будет говорить вместо тебя к народу он будет твоими устами, а ты будешь для него вместо Бога» (Шмот 4.15 – 17). Голос свыше предопределил решение адвоката. Но истинным организатором и вдохновителем защиты стал афроамериканец, тогда как еврей поначалу только озвучивал его мысли. Впрочем, в дальнейших заседаниях Фридман проявлял всё больше самостоятельности превращаясь в полноправного участника действа. Сотрудничество двух юристов различного цвета кожи складывались непросто, но день ото дня крепло. Объединению способствовали не только разразившийся вокруг процесса межрасовый конфликт, но и отчетливо звучащие антисемитские нотки. Так при обсуждении личных качеств 12-ти присяжных один из ни открыто заявил: «Если быть честным не люблю цветных. От них одни неприятности. Кстати, от евреев тоже». Правый по взглядам судья одобрил кандидатуру расиста. Однако у адвоката проявились не только враги, но и союзники. Согласие Фридмана защищать негра получило поддержку его семьи и большинства соплеменников. И, хотя в синагоге во время бар-мицвы сына адвоката раздавались недовольные голоса «К чему нам такое нездоровое внимание?» местный раввин неофициально дал ему денег и сказал: «Думаю ваш отец бы вами гордился». Процесс показал. как Фридман постепенно осознаёт свою ключевую роль в непростой защите справедливости и растёт духовно. Фильм содержит интересный материал для понимания участия евреев США в борьбе за равноправие афроамериканцев. Впрочем, ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным. Наши соплеменники не могли предвидеть короткую память чернокожего населения и усиление его антисемитизма в последние годы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>