Страсти Христовы (США, 2004) Режиссёр М. Гибсон

Длительность 126 минут
%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%b8%d1%85%d1%801Один из самых эффектных религиозных фильмов в истории кино сделан с учётом всех технических достижений Десятой музы к началу 21 века. По сообщениям убеждённый католик Мел Гибсон детально проработал все четыре Евангелия и большую группу других источников. Поставленная цель – с максимальным правдоподобием показать последние 12 часов жизни Христа. Первоначально режиссёру бы вроде веришь. Эпоха 1-го века в Иудее воссоздаётся старательно, вплоть до языковой среды. (Основная часть диалогов идёт либо на латыни, либо на реконструированном арамейском языке). Перед нами проходят исторические события и мелькают политические деятели того времени (Каиафа, Понтий Пилат, Ирод Антипа). В центр сюжета выдвинута современно понимаемая, но возможная и в те отдалённые времена травля популярного проповедника-сектанта иудея ортодоксальными конкурентами. Ведь заговор против приобретавшего влияние на слушателей законоучителя спланировали и осуществили служители святого для евреев Иерусалимского Храма во главе с его первосвященником. Не случайно, сразу же после задержания Иешуа они распорядились «созывать во двор Храма всех, кого возможно». Им нужно было опорочить арестованного. 

Используя показания лжесвидетелей, они представили его легковерной толпе, как богохульника и смутьяна.  Сомневающимся затыкали рты и изгоняли с митинга. Впрочем, Га-Ноцри (Джеймс Кэвизел) облегчил работу преследователей, признав себя Мессией, что по еврейской традиции считалось страшным богохульством и каралось смертью. Но законники-храмовники не могли самостоятельно вынести и привести в исполнение роковой приговор. А римский прокуратор, к которому привели «преступника» религиозные конфликты иудеев были, как говорится, “до фонаря”. Поэтому «Каиафе & K» пришлось изрядно потрудиться, чтобы придать действиям Иешуа вид политической угрозы для империи…

Вот только апологетический характер евангельских описаний решительно подмял под себя реальность, как то было в ранних фильмах о Христе. Прежде всего, все персонажи от главного страстотерпца до последнего участника массовки лишены признаков национальной принадлежности. Их не видно ни в иерусалимских сценах, ни в многочисленных флэшбэках, показывающих общение Иисуса Христа с матерью в Назарете, спасение Марии Магдалины от праведного осуждения абстрактных иудеев, преломление хлеба на Тайной Вечере и, конечно же в Нагорной проповеди. Снятые в общем восточном стиле фрагменты реальной истории не более чем красочный фон необходимый для показа страданий христианского Мессии. И тут уж Гибсон не пожалел крови превратив главного персонажа в безвольную жертву организованного фанатизма. С натуралистическими подробностями показан Крестный ход на Голгофу, сам процесс казни. Эти жесточайшие муки призваны возвысить личность проповедника до вселенски общечеловеческого уровня, при этом его «пятая графа» полностью смазывается. Точно так же обходится стороной национальность его соплеменников. Конечно, на этом эффектном полотне можно найти случайные проблески связей с еврейской традицией, иногда проявляющиеся весьма неожиданно. К примеру, после известия об аресте сына Богоматерь удивляет нас фразой «Чем эта ночь отличается от других ночей». И находящаяся рядом Мария Магдалина отвечает: «Потому, что (раньше) мы были рабами, а теперь свободны». Приведённые фрагменты Пасхальной Агады хоть и указывают на конкретный месяц действия (нисан), но никак не связаны с основным содержанием ленты. Дальше подобных редких штрихов дело не идёт. Вывод: по отражению еврейской темы фильм отбрасывает зрителя лет эдак на 50 – 70 назад. Поэтому искать в грандиозной христианской агитке Гибсона какую-либо серьёзную связь евангельского сюжета с реальной жизнью наших соплеменников – напрасная трата времени.

Страсти Христовы (США, 2004) Режиссёр М. Гибсон: 3 комментария

  1. В июне 2016 года было объявлено о том, что Мел Гибсон работает над сиквелом «Страстей Христовых», в котором основное внимание будет уделено воскресению Иисуса. Над сценарием работает Рэндалл Уоллес, который ранее написал « Храброе сердце » (1995). Словом, пропаганда режиссёром личности и учения Мессии продолжается, но, похоже, о евреях опять ни слова.

  2. «Страсти Христовы» ( англ. The Passion of the Christ ) — евангельская драма, снятая Мелом Гибсоном и повествующая о событиях, непосредственно предшествующих распятию Иисуса Христа. По-моему попала в каталог по ошибке – ничего еврейского.

Ответить на Алексей Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>