Капо в Иерусалиме (Израиль, 2015) Режиссёр У. Барабаш

Длительность 98 минут
%d0%ba%d0%b0%d0%bf%d0%be%d0%b2%d0%b81Лента основана на реальном материале. Её слоган: «потерять жизнь или сотрудничать с наци и покрыть её позором». Сюжет составлен по интернет-источникам. Действие фильма начинается в 1946 году в Палестине накануне окончания британского мандата. Среди многочисленных беженцев из Европы оказалась чета евреев – бывших узников Аушвица. В довоенном прошлом это врач Бруно Камински (Гил Франк) и его жена пианистка Сара (Майя Даган). Во время оккупации главный персонаж вступил в подпольную организацию в Варшавском гетто. После окончания героического восстания фашисты взяли в плен раненого бойца и отправили в лагерь смерти. Там новичку предложили на выбор газовую камеру или сотрудничество с СС. Бруно предпочёл пособничество и его назначили капо третьего блока. Он продержался на этом посту около двух лет и только благодаря своему предательству дожил до Победы. Чтобы сохранить место, жестоко издевался над заключенными с жёлтой звездой и лично убил несколько человек. После окончания войны иммигрировал с женой в Иерусалим, где начал работать доктором в больничной кассе. Однако, слухи о позорном лагерном прошлом доктора поползли по городу и подорвали его репутацию.

Камински ушёл из профессии, но уцелевшие узники продолжали его преследовать. Один из них попытался убить бывшего капо, другой поджёг его квартиру. В мае 1948 года, с началом Войны за Независимость, Бруно решил очистить свое имя. Он записался в армию и погиб в битве при Рамат-Рахель, тем самым искупив смертью прошлую вину…
Сценарист фильма Моти Лернер в обстоятельной статье, помещённой на сайте news1.co.il 20.10.2015 так характеризовал содержание кинокартины «Фильм посвящен конкретной проблеме – наблюдению за тем как выживали заключенные и функционеры в Освенциме во время Холокоста. Несмотря на еврейскую специфику темы, он содержит универсальные элементы. Главная из них – центральная дилемма, с которой столкнулся Бруно: до какой степени человеческий дух может пасть или раскрыть величие души в Долине Смерти? Этот вопрос носит вневременной характер и затрагивает все культуры человеческой цивилизации. Но это не единственная тема. В фильме также поднимается проблема солидарности как средства коллективного выживания. Несомненно, сегодня это один из вопросов, с которыми сталкивается любое общество, особенно в кажущихся свободными режимах, где социальная солидарность между людьми ослабляется». Говоря о структуре и выразительных средствах «Капо в Иерусалиме» Лернер пишет: «У фильма уникальная драматическая структура, основанная почти исключительно на монологах Бруно и оставшихся в живых узников лагеря смерти, дающих показания против него и за него. (…) Эта структура была выбрана в первую очередь для передачи из первых уст воспоминаний о борьбе за выживание в Освенциме. Конечно, в ней не хватает динамики, но она позволила режиссёру провести более глубокое и интимное наблюдение за свидетельствами очевидцев, а также выделить пробелы и противоречия между рассказами различных выживших страдальцев. Монтаж фильма намеренно нарушил линейную структуру последовательности монологов представляет собой коллаж из цельно-структурированных монодрам. Все вместе они согласуются или бросают вызов друг другу, но, в целом, создают картину путешествия в сознание и подсознание персонажей».
Однако далеко не все зрители и критики согласились с подобным построением сюжета. Так, Итан Вайц (05.06.2015) совершенно по-иному оценил замысел создателей ленты. «Большую часть времени актёры исполняют монологи и это утомляет зрителя (…) Некоторые из персонажей просто глядят в камеру, а некоторые смотрят так, словно видят перед собой интервьюера. Конечно, Барабаш изобретательно использует монтаж. Часть текста произносится в камеру, а другая звучит за кадром. Таким приёмом режиссёр чуть добавляет динамики, но я всё равно быстро отключаюсь от эмоций, сопровождающих каждое сказанное слово. Более того, я теряю связующую нить сюжета, ибо в лицо мне бросают одну историю за другой без внешней связи между ними. Это препятствует моему восприятию содержания ленты и мешает появлению сопереживания экранным персонажам». (составлено после просмотра трейлера и по различным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>