Смерть в Венеции (Италия-Франция, 1971) Режиссёр Л. Висконти

Длительность 130 минут
%d1%81%d0%bc%d0%b5%d1%80%d1%82%d1%8c%d0%b2%d0%b21Высоко талантливая экранизация одноимённой новеллы Томаса Манна (1875 – 1955). Фильм попал в каталог исключительно благодаря прообразу главного персонажа. Им стал великий австрийский композитор и дирижёр, чешский еврей Густав Малер (1860 – 1911). Расцвет его деятельности пришёлся на самое начало 20-го века, когда с ним познакомился и подружился писатель. Висконти также высоко ценил личность и произведения венского мастера. Он подчеркнул духовную связи персонажей сделав лейтмотивом ленты главную тему из адажио 5-й симфонии Малера. Сочетание заложенных в музыке лиризма и скрытого трагизма придало дополнительное духовное измерение рассказанной с экрана истории. Сюжет драмы прост, но многозначен. Композитор Густав фон Ашенбах (Дирк Богард) тяжело переживал творческий кризис, возникший в результате непонимания его музыки широкой публикой. Весной 1911 года он приехал на курорт близ Венеции, дабы привести в порядок пошатнувшееся здоровье. Здесь его буквально заворожила совершенная красота сына польской аристократки подростка Тадеуша – Тадзио (Бьорн Андресен). Не осмеливаясь познакомиться с юношей, он трепетно наблюдал за ним со стороны. В тяжёлой атмосфере непрерывно задувающего сирокко (ветра из Африки), музыкант переоценил многие события своей жизни. 

В кадре и за ним проходят диалоги о жизни и смерти, смысле земного существования, сущности творчества и погоне за почти неуловимым, но таким желанным совершенством. Мысли главного персонажа происходят на фоне пришедшей в регион холеры, избравшей Ашенбаха одной из своих жертв… Как отмечено в одной из аннотаций, его гибель не была случайностью. «Встреча с абсолютной красотой подобна смерти. Познав неземной идеал, не к чему больше стремиться и нечего ждать. Это награда и наказание, дар богов и небесная кара. Сирокко, холера, страх быть непонятым и тоска по прекрасному – совокупность причин гибели в самом прекрасном городе мира. Это «Смерть в Венеции». Темп ленты нетороплив, актёрская игра, саундтрек и, особенно, зрительный ряд совершенны. Для любителей очень хорошего кино. Уточняем: никоим образом не следует искать в Ашенбахе сходство с внешностью или биографией Малера. Хотя именно известие о его смерти в мае 1911 года, стало толчком к созданию новеллы, в которой отразилось влияние композитора не просто на музыку, а на всю духовную жизнь своего времени. При этом в тексте лишь частично отразились взгляды музыканта, а сюжет – полностью изобретение Томаса Манна. Желающим больше узнать о личности великого симфониста можно обратиться к таким отражённым в каталоге фильмам, как «Малер», «Малер на кушетке», «Невеста ветра», «Я умру, чтобы жить».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>