Летающий верблюд (Израиль, 1994) Режиссёры Д. Эран, и Р. Нааман

Длительность 93 минуты
%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b11По скупым уверениям источников один из наиболее своеобразных израильских фильмов 1990-х. По жанру – комедия с аллегорией и элементами фантастики. Для понимания её смысла следует подробно изложить содержание. Главный персонаж – пенсионер, а в прошлом профессор истории Герберт Бауман (Гидеон Сингер). Несмотря на все препоны учёный пытается сохранить исторический облик Тель-Авива таким, каким он сложился перед войной. Действие фильма начинается с драматической сцены споров главного персонажа с подрядчиком (Моско Алкалай) возле обречённого на снос здания стиля бау-хауз. Сначала защитник старины встал на пути бульдозера, а затем поднялся на крышу, где произнёс речь в защиту старых построек. На месте конфликта собралась толпа, поддержавшая энтузиаста. Для разрешения непростой ситуации вызвали мэра (Моше Тимор), офицера полиции и даже бывшую ученицу историка Геулу (Гилат Анкори). Городской голова распорядился спустить Баумана вниз и отправить в психиатрическую лечебницу. Впрочем, через короткое время старика оттуда выпустили, как не представляющего угрозы обществу. Он отправился домой в халупу, стоящую в заброшенном саду на окраине Яффо. Однако в своей постройке пенсионер неожиданно обнаружил новосёла – мусорщика-араба Фареса (Салим Доу).

Незваный гость утверждал, что эту хижину построил его отец, поэтому он желает жить здесь. Интеллигентный профессор признал права пришельца, хотя ему многое не нравилось в образе жизни чужака. Бауман любил классическую музыку, а вместо этого постоянно приходилось слушать восточные мотивы. Профессор предпочитал шахматы нардам и ему казалось совершенно чуждым желание Фареса возродить сад своей семьи, посаженный задолго до Войны за Независимость. Отсюда бесконечные пререкания, отравлявшие жизнь обоим. Посланцем толерантности оказалась внезапно появившаяся в их дворе молодая итальянская католичка Джина (Лоренца Бувар). Изгнанная из монастыря, она приехала в Святую землю искупать грехи добрыми делами. Красота и непосредственность женщины примирили вечных спорщиков.%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b12Основная линия сюжета начала развиваться после того, как Фарес притащил в дом понравившуюся ему находку – голову верблюда, почти в натуральную величину. Увидев её, Бауман сразу вспомнил колоритную страницу эпохи британского мандата в Палестине. В 1932 году новый ишув решил провести в Тель-Авиве международную промышленную ярмарку. Злобный исламский лидер региона, иерусалимский муфтий на это заявил: «арабы будут участвовать в выставке, только если у верблюда вырастут крылья». Организаторы мероприятия ответили на ярый антисемитский выпад с еврейским остроумием; они сделали крылатого верблюда символом своего проекта. В результате левантийская ярмарка прошла с огромным успехом. В ней участвовали десятки государств, в том числе СССР и даже некоторые мусульманские регионы. (Павильоны разных стран посетили более 600 тысяч человек, в 3 раза больше чем всё тогдашнее еврейское население Палестины). И вот в руках историка оказалось вещественное напоминание тех дней.%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b13 Имея голову животного, профессор решил восстановить изваяние и стал требовать у мусорщика разыскать остальную часть статуи. Тому удалось найти и привезти туловище без крыльев. Друзья занялись поисками двух недостающих, но очень важных фрагментов. Идеальный вариант обнаружился у ангела, стоящего на крыше одного из ресторанов города. Но ни хозяин “точки общепита” Исраэль (Габи Амрани), ни его сыновья Рафи (Игаль Адика) и Габриэль (Гади Рабинович) не пожелали расстаться с символом заведения. Тогда трио «злоумышленников» ночью похитило нужные им детали, после чего закончило реставрацию верблюда. Для своего монумента они выстроили деревянные леса и торжественно водрузили на вершину собранное ими детище. Слух об удивительном изваянии прокатился по городу. Глава Тель-Авива лично приехал в хижину и предложил купить изваяние, чтобы установить его на площади перед мэрией. Но получил отказ от затаившего на него обиду профессора. На следующую ночь явились Исраэль с сыновьями и потребовали вернуть им крылья. Забравшиеся на вершину своей «башни» Бауман и Фарес послали их куда подальше. Тогда Рафик и Габриэль облили нижнюю часть сооружения бензином, а их папа бросил туда горящую сигару. Спасаясь от полиции, поджигатели дали дёру, а главные персонажи, с риском для жизни спустились на землю. И здесь произошло чудо; огонь достиг верблюда, однако статуя не упала на землю, а взмыла над крышами города и полетела вдаль, как олицетворение некой мечты…%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b14Зрители невысоко оценили фильм. Самой ленты, как и её оценок в интернете не нашлось. Сделать выводы о его художественном уровне автор этих строк не может. Однако, судя по описаниям, перед нами одна из наиболее интересных сюжетных задумок израильского кино. Рецензенты усмотрели в ней аллегорию возможности объединения и сотрудничества людей разных культур и религий для достижения высокой цели.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>