Оставшиеся (Венгрия, 2019) Режиссёр Б. Тот

Длительность 83 минуты
%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d1%88%d0%b8%d0%b5%d1%81%d1%8f1Экранизация романа Жужи Варконьи. Дословный перевод названия «Те, кто остались», но его можно понимать, как «Уцелевшие» или «Выжившие». По источникам – психологическая драма. Будапешт, 1948 года. К 42-летнему еврею-гинекологу Алдару (Кароль Гайдук) женщина привела на приём 16-летнюю сироту-племянницу, нашу соплеменницу Клару. У этой угловатой старшеклассницы ярко проявились все проблемы переходного возраста. Коряво говорила, не считалась с ближними, ненавидела школу и считала окружающий мир своим врагом. Опекуны сочли проблемы юной родственницы следствием нарушений в физиологическом развитии. Тихий, скромный врач, наделённый юмором нашёл подход к трудному подростку с обострённым чувством одиночества. Их сблизила пережитая во время Холокоста утрата родных. Алди потерял жену и двоих детей; у Клары на глазах убили всю семью. Так или иначе скоро врач стал для девочки самым близким человеком, старшим другом и авторитетным советчиком. Но затем пробуждающаяся сексуальность главной героини толкнула пару навстречу друг другу. Они стали любовниками. Все сразу вспомнили роман В. Набокова «Лолита», но обратили внимание на тактичный показ любовной истории. Кроме того, сценарий предложил нам иное развитие событий.

Именно в тот момент в Венгрии укреплялся репрессивный коммунистический режим, возглавляемый верным последователем Сталина (кстати, евреем) – Матиасом Ракоши. У дотошных последователей новой идеологии слишком тесная дружба зрелого мужчины с несовершеннолетней девушкой вызвала подозрения. Она явно противоречила закону и социалистической морали. Над Алдо нависла угроза ареста и судебной расправы…%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d1%88%d0%b8%d0%b5%d1%81%d1%8f2К сожалению автор аннотации фильма не видел, но показанная на нескольких фестивалях лента вызвала положительные отклики. Вот отзыв российского зрителя (сайт kinopoisk.ru) «Стоит ли картина просмотра? Вне всяких сомнений. Сценарная композиция содержит сплав тем, грамотно уложенных в конструкцию сюжета. Их переплетение, позволяет зрителю как бы скользить в трёх потоках содержания, оставляя его до финала в неведении чем именно закончится авторская концепция. Женское здесь преобладает над мужским и это не удивительно, Клара Мухи и Жужа Варконьи придали своеобразную деликатную окраску всей истории и главной героине ленты. Преждевременно повзрослевшая в войну девочка-девушка – это от них. (…) Столь важная для развития действия тема Холокоста подана в сюжете умеренно, без педалирования. Но именно она предопределила соединение судеб двух ведущих персонажей. Их мирная жизнь после тяжёлых потерь сопровождается рубцеванием ещё кровоточащих душевных ран. Должно ли это заживление объединить их обоих? Простительна ли любовь, когда ей – 16, а ему – 42. Ведь по возрасту он для неё отец. И всё же им посчастливилось. Они уцелели. Они живы. В целом, трогательно? Интригующе? Конечно».%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d1%88%d0%b8%d0%b5%d1%81%d1%8f3Реакция критика Шандора Конья, переведённая с венгерского (сайт puliwood.hu/kritika, 20.09.2019) также положительна. «Одна из самых сильных сторон режиссуры этого фильма заключается в том, что Барнабас Тот экономно, через тонкие нюансы показывает сильные эмоции. Жесты, полу-предложения, лёгкие прикосновения часто говорят больше, чем весомое слово. Тени улыбок, обнадеживающие взгляды, подчёркнутые значимые детали – вот чем оперирует режиссер и с помощью этих инструментов рисует отношения между мужчиной средних лет и девушкой-подростком. Пара Клара и Аладар очаровательна. Дуэт быстро расцветающей девушки и скупого в эмоциях мужчины не такая уж новость в мировом кино. В данном случае он работает очень хорошо и убедительно показывает развитие «химии» чувства между ними. Барнаба легко мог повторить несколько пусть и хороших, но клише, когда затронул деликатную тему – я немного боялся эффекта Лолиты. Но даже такой щекотливый аспект был настолько тонко обработан что выглядит совершенно оригинальным. Для всего этого фильму требовались два очень талантливых и тонких актера. И здесь режиссеру феноменально повезло. Кароль Хайдук и Абигель Сёке: прекрасно прочувствовали и исполнили свои роли тонко, передавая эмоциональные вибрации своих персонажей» (составлено после просмотра трейлера и по различным источникам)

Оставшиеся (Венгрия, 2019) Режиссёр Б. Тот: 1 комментарий

  1. Картина произвела хорошее впечатление на 6-м фестивале еврейского кино в Москве. Спасибо за то, что вы дали аннотации на основную часть показанных там фильмов. Кроме “Оставшихся” на меня произвели хорошее впечатление «Молодые «полакас» (Бразилия, 2019, реж. Алекс Леви-Хеллер, 16+) и «Фрау Штерн» (Германия, 2019, реж. Анатол Шустер, 12+). Не могу ничего сказать о лентах «Меня зовут Сара» (США, 2019, реж. Стивен Оритт, 16+) и «Миньян» (США, 2020, реж. Эрик Стил, 18+).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>