Манк (США, 2020) Режиссёр Д. Финчер

Длительность 132 минуты
%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%ba1Один из лучших фильмов, показавших уже на уровне добротной литературной основы реальную атмосферу довоенного Голливуда. Близость ленты той эпохе подчёркивает черно-белое изображение. В основе сюжета история создания шедевра мирового кино, ленты – «Гражданин Кейн». Великолепный по всем составляющим новаторский по режиссуре «Кейн» поведал зрителю трагическую историю магната добившегося власти и влияния, но так и оставшегося одиноким. Сюжет «Манка» основан на спорных фактах, выдвигающих на первое место в создании фильма Орсона Уэллса нашего соплеменника Германа Манкевича (1897 – 1953). Гари Олдман создал на экране реалистичный образ, блестящего журналиста, перешедшего работать на «фабрику грёз» в надежде реализовать свой потенциал. Быстрое и глубокое разочарование в условиях псевдотворчества и диктата денежных мешков привело его к восстанию против сложившихся порядков. Человек независимого мышления и большой смелости, Герман публично высказывал неудобные для сильных мира сего суждения. Репутацию в правых кругах ему подпортили леворадикальные взгляды, проявившиеся в ходе избирательной компании перед выборами губернатора Калифорнии в 1934 году. В отместку за всё могущественные враги создали ему славу шута и алкоголика. Последнее, увы, оказалось недалеко от истины.

Но, в просветах между приступами пьянства, литератора озаряли творческие прозрения, вписавшие его имя в историю Десятой музы. И максимальным взлётом его возможностей стал именно «Гражданин Кейн». Особенности работы над сценарием, и непростые отношения с окружающими зритель может увидеть сам в варианте с русской озвучкой. Нас же, кроме главного героя интересует его еврейское окружение. В первую очередь это образ его родного брата – Джозефа Манкевича (1909 – 1993) также известного сценариста и режиссёра. Исполнитель роли Джо – Том Пелфри представляет своего персонажа антиподом Германа, понимавшим масштаб его таланта. Однако, в отличие от строптивого принципиального брата Джозеф с юности усвоил правила игры в Голливуде. Поэтому он всегда избегал конфликтов с продюсерами. Его главные принципы: самосохранение путём подчинения обеспечил ему неторопливое, но стабильное продвижение по карьерной лестнице. Пиком его карьеры, не показанная на экране стала остро реалистическая драма «Всё о Еве» (1951). Из лучших побуждений он постоянно и безуспешно старался направить Германа отношения с всемогущими заправилами киноимперии в приемлемые рамки. %d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%ba2Достаточно показательны персонажи двух боссов Голливуда: сына минского еврея Лейзера (Луиса) Мейера (1884 – 1957) и нашего соплеменника из Бруклина – Ирвинга Тальберга (1899 – 1936). Разные по характерам они, тем не менее, тащили воз «фабрики грёз» в одной упряжке. Арлисс Ховард (Мейер) создал отталкивающий образ дельца, поставившего все свои способности на службу золотому тельцу. С высшими (например, с газетным магнатом Херстом) он был подхалимом, укрепляющим необходимые для продвижения его проектов связи. С работниками проявлял себя демагогом, играющим в демократию и заявляющим подчинённых, что его студия МГМ, его «мишпуха» (семья). Характерен эпизод ленты где магнат убедил своих служащих пойти во время кризиса на двухмесячное 50%-е сокращение зарплаты. При этом он пообещал вернуть в дальнейшем позаимствованные у подчинённых деньги, но слова своего не сдержал. Рядом с ним Фердинанд Кингсли (Тальберг) куда как более окультурен и интеллигентен. Этот “вундеркинд Голливуда”, имевший чутьё на способных людей, открыл для студии много актёрских талантов и прибыльных идей. При этом часто конфликтовал с боссом, однако их противоречия, отражённые во многих источниках почти не показаны на экране. Рядом с этими двумя столпами в эпизодах возникают и другие наши соплеменники Дэвид Селзник (Тоби Мур), Сид Перельман (Джек Романо), Джордж Кауфман (Адам Шапиро), но никакого существенного значения в развитии сюжета эти фигуры не играют.
Показанные в фильме евреи – часть мульнациональной американской среды. Культура нашего этноса почти полностью остаётся за кадром. Она может проявиться в возгласе «лехаим», или реплике жены Германа – Сары, заявившей мужу: «Я одна кошерно воспитала наших детей». Любопытна сцена прощания с усопшим Ирвингом Тальбергом, проходившим в нью-йоркской синагоге. В целом, несколько затянутый в первой половине, фильм является хорошей иллюстрацией к проблеме ассимиляции наших соплеменников за океаном и к теме евреи в Голливуде.

Манк (США, 2020) Режиссёр Д. Финчер: 1 комментарий

  1. из всех американских фильмов уважаю лишь два — «Гражданина Кейна» и вышедшую в тот же год « Табачную дорогу » Джона Форда. Но, в принципе, “Манк” не так уж плох. Его замысел созревал около 20-ти лет. Сценарий, как водится, лежал еще дольше: покойный Джек Финчер (в титрах — единственный автор), отец режиссера, сочинил историю про Манка еще в 90-х, и тогда на главную роль мог претендовать Кевин Спейси

Ответить на Евгения Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>