Длительность 107 минут
Каждый образованный человек знает об этом событии полувековой давности. 27 июня 1976 года палестинские и немецкие экстремисты захватили лайнер кампании «Эйр Франс» рейса Париж – Тель-Авив. Пассажиров взяли в заложники, а самолёт вынудили лететь в Уганду. Террористы потребовали освобождения 53 своих сторонников, содержавшихся в тюрьмах различных стран. Тогдашний диктатор этой африканской страны Иди Амин фактически поддержал требования воздушных пиратов. Отказавшись вести переговоры с преступниками, Израиль подготовил и провёл в ночь на 4 июля операцию «Шаровая молния». В её ходе коммандос АОИ освободили почти всех заложников и вывезли их в Тель-Авив. Акция стала одним из наиболее впечатляющих событий, показавших заботу еврейского государства о защите своих граждан. Почти сразу же эту тему осветили три игровых ленты («Операция «Йонатан», «Победа в Энтебе», «Рейд на Энтебе»). Все они местами прямолинейны, во многом наивны, но интересны показом различных деталей того драматического события. Однако за последующие десятилетия были рассекречены и опубликованы интереснейшие документы и свидетельства как политиков, так и непосредственных участников освобождения заложников.
Именно это побудило выпустить на экран современную версию уже ставшего историей факта. В американском прокате она прошла, как «7 дней в Энтеббе», в России её показали под названием «Операция «Шаровая молния». Она достаточно точно, пошагово, воспроизводит события исключительно напряжённой недели. Но, что нового можно найти в работе режиссёра Жозе Падилья? В центр действия выдвинуты идейные и личностные мотивы поведения участников похищения, принадлежавших к различным лагерям. Это приблизило кинокартину к жанру психологической драмы. (Нечто подобное сделал Стивен Спилберг в «Мюнхене») В таком подходе есть свои преимущества, но немало и недостатков. Спорным, на наш взгляд, является выдвижение на первый план образов немецких экстремистов Бригитты Кульман и Вильфрида Бёзе. В диалогах и репликах они пытаются осмыслить свое место в развернувшейся трагедии и характер взаимоотношений с арабскими боевиками. Многословен показ подготовки операций непосредственно в Израиле, налицо излишек споров политиков и военных нашей страны, сопровождающих принятие судьбоносного решения. Любопытно обрисован характер тогдашнего премьер-министра Ицхака Рабина (Лиор Ашкенази). Он показан эдаким Гамлетом, человеком, разрывающимся между стремлением защитить граждан своей страны и осознанием бесперспективности курса на непрерывное противостояние с палестинцами. По нашему мнению желание превратить ленту в психологическую драму привело к утрате темпа и резкому падению уровня динамики. Особенно это заметно в сцене реконструкции операции в Уганде и освобождения заложников. Поэтому она не производит большого эмоционального впечатления. В целом, «Энтеббе» представляет не столько художественный, сколько информативный интерес. (Кстати, это единственный фильм по теме где название аэропорта пишется через два «b»)