Энтеббе (Великобритания-США, 2018) Режиссёр Ж. Падилья

Длительность 107 минут
%d1%8d%d0%bd%d1%82%d0%b5%d0%b1%d0%b1%d0%b51Каждый образованный человек знает об этом событии полувековой давности. 27 июня 1976 года палестинские и немецкие экстремисты захватили лайнер кампании «Эйр Франс» рейса Париж – Тель-Авив. Пассажиров взяли в заложники, а самолёт вынудили лететь в Уганду. Террористы потребовали освобождения 53 своих сторонников, содержавшихся в тюрьмах различных стран. Тогдашний диктатор этой африканской страны Иди Амин фактически поддержал требования воздушных пиратов. Отказавшись вести переговоры с преступниками, Израиль подготовил и провёл в ночь на 4 июля операцию «Шаровая молния». В её ходе коммандос АОИ освободили почти всех заложников и вывезли их в Тель-Авив. Акция стала одним из наиболее впечатляющих событий, показавших заботу еврейского государства о защите своих граждан. Почти сразу же эту тему осветили три игровых ленты («Операция «Йонатан», «Победа в Энтебе», «Рейд на Энтебе»). Все они местами прямолинейны, во многом наивны, но интересны показом различных деталей того драматического события. Однако за последующие десятилетия были рассекречены и опубликованы интереснейшие документы и свидетельства как политиков, так и непосредственных участников освобождения заложников.

Именно это побудило выпустить на экран современную версию уже ставшего историей факта. В американском прокате она прошла, как «7 дней в Энтеббе», в России её показали под названием «Операция «Шаровая молния». Она достаточно точно, пошагово, воспроизводит события исключительно напряжённой недели. Но, что нового можно найти в работе режиссёра Жозе Падилья? В центр действия выдвинуты%d1%8d%d0%bd%d1%82%d0%b5%d0%b1%d0%b1%d0%b52 идейные и личностные мотивы поведения участников похищения, принадлежавших к различным лагерям. Это приблизило кинокартину к жанру психологической драмы. (Нечто подобное сделал Стивен Спилберг в «Мюнхене») В таком подходе есть свои преимущества, но немало и недостатков. Спорным, на наш взгляд, является выдвижение на первый план образов немецких экстремистов Бригитты Кульман и Вильфрида Бёзе. В диалогах и репликах они пытаются осмыслить свое место в развернувшейся трагедии и характер взаимоотношений с арабскими боевиками. Многословен показ подготовки операций непосредственно в Израиле, налицо излишек  споров политиков и военных нашей страны, сопровождающих принятие судьбоносного решения. Любопытно обрисован характер тогдашнего премьер-министра Ицхака Рабина (Лиор Ашкенази). Он показан эдаким Гамлетом, человеком, разрывающимся между стремлением защитить граждан своей страны и осознанием бесперспективности курса на непрерывное противостояние с палестинцами. По нашему мнению желание превратить ленту в психологическую драму привело к утрате темпа и резкому падению уровня динамики. Особенно это заметно в сцене реконструкции операции в Уганде и освобождения заложников. Поэтому она не производит большого эмоционального впечатления. В целом, «Энтеббе» представляет не столько художественный, сколько информативный интерес. (Кстати, это единственный фильм по теме где название аэропорта пишется через два «b»)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>