Евангелие от Матфея (Италия-Франция, 1965) Режиссёр П.-П. Пазолини

Длительность 131 минута
%d0%b5%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b3%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%b5%d0%be%d1%82%d0%bc1Классика мирового кино. Атеист, коммунист, гомосексуалист Пазолини сделал совершенную религиозную иллюстрацию к наиболее понравившемуся ему евангелию. При этом в нем прорезалось глубоко скрытое, заложенное в менталитете итальянцев, христианское мировоззрение, а посему лента снята с максимальным уважением к первоисточнику. Режиссёр честно признал: «Я не хотел реконструировать жизнь Христа, какой она была, я хотел создать историю Христа вместе с двумя тысячами лет христианского сказительства. Две тысячи лет христианской истории мифологизировали эту биографию, которая, взятая как таковая, была бы почти незначительной. Мой фильм — это жизнь Христа после двух тысяч лет историй о жизни Христа. Вот каков был мой замысел». Отсюда понятно почему он подчеркнул даже не католический, а общечеловеческий характер евангелия, намеренно убрав из зрительного ряда почти все относящееся к иудеям. Пейзажам Ближнего Востока придан заведомо абстрактный характер. В еврейских типажах нет ничего семитского – зачастую перед нами типичные итальянские крестьяне, которых во многих случаях играют непрофессионалы.

В музыкальном ряде использованы произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, С. Прокофьева, А. Веберна, а также народные мотивы разных этносов, в том числе русского. В частности, два раза звучит песня «Ах ты, степь широкая»: первый — когда Христос впервые собирает учеников и начинает им проповедовать. Второй — в финале, когда тело проповедника снимают с креста и кладут в гробницу. Мелодия известного пролетарского революционного похоронного марша «Вы жертвою пали в борьбе роковой…» звучит в кульминационный момент, произнесения Христом обличительной речи в Иерусалимском Храме. Тем самым подчёркивается противостоящий официальной идеологии фарисеев смысл учения проповедника из Галилеи и предвещается его трагическая участь. Облачения священнослужителей, кстати, лишь слегка похожи на еврейскую одежду. И только промелькнувшая в одном из эпизодов молитва «Кол Нидрей» напоминает зрителю, что действие всё-таки происходит в Иудее. К мировой киноклассике ленту относит гениальная работа оператора Тонино Делли Колли. С одной стороны, он снял ленту с поразительной аскетичной простотой. С другой по совершенству композиции многие кадры сравнимы с произведениями живописцев разных эпох на христианскую тему. Ленту восторженно встретила католическая церковь, удостоившая её многочисленных призов. Это восприятие не изменилось до наших дней. В 2015 году ватиканская газета «L’Osservatore Romano» даже назвала «Евангелие от Матфея» «лучшим фильмом о Христе, который когда-либо видел свет». С точки зрения еврейства фильм не содержит ничего интересного. Наш зритель может посмотреть её ну разве ради любопытства, чтобы понять как много веков подряд христиане далеко отходили в искусстве от понимания и показа конкретной исторической обстановки Иудеи первого века.

Евангелие от Матфея (Италия-Франция, 1965) Режиссёр П.-П. Пазолини: 1 комментарий

  1. Спасибо вам за любопытную информацию. Ваш сайт радует самыми невероятными поворотами и качеством раскрытия еврейской темы. Понятно, что в христианских фильмах о евреях не скажут ничего или даже ничего хорошего. Но всё равно любопытно.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>