Кабаре (спектакль Россия, 2003) Режиссёр В. Пази

Длительность 135 минут
%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%b0%d1%80%d0%b51Автор аннотации не собирается сравнивать фильм и спектакль, хотя известному питерскому режиссёру Владиславу Пази (1945 – 2006) не откажешь в храбрости. Перенести на подмостки мюзикл Д. Кандера и Б. Уэбба прославленный фильмом Боба Фосса, в условиях, когда у зрителя в памяти закрепились именно экранные образы было не так-то просто. Своеобразие спектакля подчёркнуто тем, что в нём заняты не актёры из руководимой в то время нашим соплеменником труппы театра им. Ленсовета, а студенты все того же Пази – ученики его курса из Петербургской театральной академии. Сюжет спектакля ближе к бродвейской версии, но мы намеренно не будем останавливаться на отличиях постановки и ленты, обусловленных различием выразительных средств театра и кино. По сценическому варианту действие начинается в предновогодие дни 1931 года. И так же, как и в фильме главным героем является кабаре Кит Кэт Клаб, являющееся символом эпохи. На фоне динамичных музыкальных номеров, темпераментной хореографии и непринуждённой игры актёров развивается роман между Салли Боулз и Брайаном Робертсом. Одновременно через образ Эрнста Людвига вступившего в НСДАП показан рост влияния нацистского движения. Действие напоминает хорошую «развлекалку», но к концу первого акта мрачнеет, ибо расцвет фашизма ставит перед всеми персонажами один вопрос: с кем идти дальше. 
С этой точки зрения раскрывается и еврейская тема, поданная в сценической версии мюзикла иначе, чем в кино. Торговец фруктами Герр Шульц давно ухаживает за фрейлен Шнайдер, хозяйкой сдаваемых в аренду номеров, где поселились и главные герои. В конце первого действия коммерсант делает женщине предложение, и она его принимает. Но общее веселье обрывает Людвиг, заявляющий по всеуслышание в адрес жениха «он не немец». Коммерсант оказался евреем. Последующий отказ невесты от свадьбы, продиктованный страхом перед разгулом юдофобии, показал всю опасность «пятой графы» для её носителей в Третьем рейхе. Штрих характеризующий антисемитскую сущность гитлеровского режима… Спектакль можно найти в интернете, но – заметный минус записи – неважное качество звука. Постановка получила неплохие отзывы прессы. Ниже один из них, восторженный, принадлежащий Елене Алексеевой. «Поют и танцуют в “Кабаре” отменно. От клоунов кордебалета мюзик-холла девушки отличаются не только прекрасной выучкой, но и разнообразием характеров и типов. Есть уютные “кошечки”, платиновые “стервы”, огненно-рыжие Брунгильды. Лайза Минелли, как говорится, отдыхает! Здесь каждая участница «массовки» способна составить конкуренцию главной героине. Боюсь, что постановщик спектакля Владислав Пази погорячился, усадив публику за столиками в опасной близости от соблазнительных красоток. Пьянящая атмосфера может катастрофически повысить их популярность, а дальше действие будет уже развиваться не по законам театра. Видно, что режиссер попытался снизить градус эротизма: и превратил шоу в полноценный спектакль, сюжет которого известен всем, кто смотрел знаменитый фильм Боба Фосса. И все же история любви артистки кабаре и начинающего писателя, разворачивающаяся на фоне прихода нацистов к власти, остается в тени ярких музыкальных номеров. Велика и роль живого оркестра, который, слившись в джазовом экстазе, составили соседи студентов Академии театрального искусства по Моховой улице – музыканты Училища им. Мусоргского.
Но “Кабаре”, как бы ни был хорош “второй план”, немыслимо без главных персонажей. На роль Салли Боулс режиссер выбрал двух студенток. Ни одна из них не похожа на кинодиву, а потому и не вступает с ней в конкуренцию. На премьере девушку с зеленым лаком на ногтях играла Анастасия Самарская. Ее Салли – этакий сорванец, “свой парень”. Роскошная шубка идет ей гораздо меньше, чем мальчишеский костюм а ля Оливер Твист. Похоже, что подмостки кабаре, а не семейный очаг она выбирает исключительно из юношеского нонконформизма. Если и есть у этих барышень соперник, то это не Лайза Минелли, а однокурсник Дмитрий Лысенков. Безусловным любимцем публики становится именно Конферансье в его исполнении. Этот герой хорош и тем, что абсолютно не связан с сюжетом. Он дирижер, режиссер и драматург в одном лице. Кажется, все здесь свершается по мановению его руки. И по прихоти его злого сердца. Он – здешний Мефистофель, которому все можно простить за артистизм. В этой точке театр смыкается с игорным домом. А поскольку для Театра Ленсовета “Кабаре” мейнстрим – спектаклю прямая дорога на большую сцену”

Кабаре (спектакль Россия, 2003) Режиссёр В. Пази: 2 комментария

  1. Прочитал кое-что на сайте, в том числе и этот пост. Есть полезные сведения. Спасибо за напоминание о режиссёре Пази.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>