Ганди Гитлеру (Индия, 2011) Режиссёр Р. Кумар

Длительность 107 минут
%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d0%b8%d0%b31Единичный в каталоге фильм где о евреях нет ни слова, вся информация о них в подтексте. Толчком для создания кинокартины стали два письма Ганди Гитлеру, написанные в 1939 и 1940 годах. Первое послание Махатмы начинается со слов, ставших дурацким русским названием фильма «Дорогой друг Гитлер». Тем самым, после использованного автором  общепринятого проявления вежливости, зрителя подталкивают к ложным выводам. Оригинальный же заголовок содержит вопрос; почему основоположник ненасилия писал кровавому диктатору? Им руководило наивное желание пробудить у фюрера совесть или иные глубокие побуждения? И какое отношение имеет показанная история к нашим соплеменникам и к Холокосту? Ответы на вопросы в финале аннотации, а пока о содержании. Его основной стержень – столкновение полярных точек зрения политических лидеров, показанный через призму драмы индийской супружеской четы Сингкх. Муж – Бальбир вступил в британскую армию и оказался в Европе. Там он попал в плен, где поддался идейной обработке перешедшего на службу к фашистам правого националиста Неттаджи Суббаша. Тот убеждал своих соотечественников, что «враг моего врага – мой друг» и сражаясь с нацистами против Англии они приближают освобождение родины. Поддавшись пропаганде, Бальбир записался в так называемый Индийский легион.

Эту часть причислили к войскам СС и она участвовала в военных преступлениях вермахта. Тем временем жена Бальбира – Амрита – оставшись дома стала убеждённой поборницей движения ненасилия, возглавляемого Ганди. В апреле 1945, при развале Третьего рейха перед её супругом во весь рост встала проблема выживания и возвращения в родной Индостан. Однако выхода из тупика не нашлось, чуждые по нации и по вере Европе Сингкх и его сослуживцы погибли, подобно Гитлеру. Бальбира и Адольфа роднило то, что на разных уровнях власти они принесли себя в жертву ложному идеалу, по которому мир можно изменить насилием. Недаром в финале действия прозвучали строки из второго письма Ганди фюреру, датированного декабрём 1940-го. «Ваши собственные сочинения и высказывания Ваших друзей и почитателей не оставляют сомнений в том, что многие Ваши действия чудовищны и не соответствуют понятиям о человеческом достоинстве. Поэтому мы, вероятно, не можем пожелать успеха Вашему оружию. Мы выступаем против британского империализма не меньше, чем против нацизма. Наше сопротивление, однако, не направлено на то, чтобы нанести ущерб британскому народу. Мы стремимся убедить его, а не одержать победу на поле битвы. Метод ненасилия способен нанести поражение союзу всех самых ожесточенных сил в этом мире. Если не британцы, то другая держава, вне сомнений, победит Вас Вашим же оружием. Вы не оставите своему народу наследия, которым он мог бы гордиться». Ответа на оба послания не было, но пророчество сбылось. Третий рейх пал, а Индия в 1947-м получила независимость…
Оставим в стороне многочисленные исторические накладки в изображении Гитлера и его окружения. Они объясняются как особенностями Болливуда, так и тем, что осуждение фашизма в Индостане по ряду причин оказалось не столь категоричным, как в воюющих странах. Для объяснения обратимся к своеобразному отношению индийского лидера к Холокосту. Ганди считал антисемитизм нацистов идейным двойником британского колониального расизма и уже поэтому безоговорочно осуждал тотальную этническую чистку во время Катастрофы. Но в качестве метода борьбы с массовым уничтожением наших соплеменников Махатма предлагал только свою доктрину ненасилия. В 1946 году, то есть уже по окончании войны он заявил: «Гитлер убил пять миллионов евреев. Это величайшее преступление нашего времени. Но евреям следовало самим подставлять себя под нож мясника. Им следовало самим бросаться в море со скал. Им все равно пришлось бы погибнуть, но так они могли бы умереть осмысленно. Это (нравственно) подняло бы весь мир и народ Германии. (…) Этот акт коллективного самоубийства стал бы героизмом и пробудил бы совесть у немцев и всего мира». После подобных заявлений ясно, что примеры вооружённого сопротивления нацистам в период Холокоста и борьба евреев за создание национального очага на Ближнем Востоке, во взгляды Махатмы не вписывались. По мнению политика и мыслителя: евреи должны оставаться в тех странах, где родились и проживали. Им следовало противопоставить гонениям и дискриминации ненасильственные акции. Только такой подход отвечал бы интересам евреев и привел бы их к реализации своих требований. Обоснованная критика высказанных Ганди наивных убеждений не поколебала его веры  в универсальные возможности своей теории. Поэтому он осудил раздел Палестины, войну за Независимость и не поддержал создание государства Израиль. Как цитирует востоковед В.П. Кашин, по мнению индийского лидера: «Палестина принадлежит арабам, так же как Англия – англичанам, а Франция – французам». Такая позиция долгое время оказывала влияние на политический курс его страны. В результате Индия установила отношения с Израилем только в 1992 году. Здесь заложены причины, по которым данная лента вызвала отрицательную реакцию ряда еврейских организаций. Но такая спорная, мягко говоря, оценка Махатмой Холокоста и других проблем наших соплеменников не помешала автору еврейского каталога включить в него этот фильм. Желающие могут найти его в интернете с русскими субтитрами.

Ганди Гитлеру (Индия, 2011) Режиссёр Р. Кумар: 30 комментариев

  1. Изображение Гитлера поражает анекдотичностью. Не исчадие еда, а какой-то хлюпик. И его Ева Браун – бла-а-ародная псевдоромантическая героиня

  2. Парадокс. Когда индусы проводили свои кампании гражданского неповиновения у себя на родине их было абсолютное большинство. Массовость движения приводила к успеху. А подобные выступления евреев Европы во время и после войны, когда они были в абсолютном меньшинстве никакого результата бы не дали. Даже морального. А Ганди этого не понимал.

  3. супер страница, я приду обязательно еще раз.
    Очень интересуюсь фильмами про Ганди. Начиная со старого, который снимал Дэвид Аттенборо. Этой ленте до той старой далеко. Но всё-равно любопытно.

  4. Идея интересная. Столкнуть в одном сюжете столь разных деятелей, представляющих полярные точки зрения.

  5. Меня очень удивило такое сочетание. Однако посмотрел и понял, здесь есть свой смысл. Но, к сожалению фильм впечатления не произвёл. Особенно сцены в Германии.

  6. Индию показали очень реалистически. А гитлеровскую Германию как в плохом анекдоте. Позвали бы немцев что-ли.

  7. Информация удивила. Индийское кино и вдруг на такую тему. Посмотрела и подумала; нет уж лучше пусть свои мелодрамы снимают.

  8. Действительно, кто придумал русское название. Можно подумать Ганди крепко дружил с Гитлером. Чушь какая-то. А сам фильм так себе.

  9. Обращение Ганди к Гитлеру можно понять только как проявление абсолютно чуждого Европе менталитета. В то время учение о ненасилии на Западе понимали только представители интеллигенции и то далеко не все. Недоучку Адольфа к просвещённым никак не отнесёшь. Отсюда нулевой результат Ну написал Махатма и что? Гитлер этими письмами подтёрся.

  10. Аннотация хорошая, а фильм не очень. Не думала, что Ганди писал Гитлеру. Это ведь совсем бесполезно.

  11. Проблема насилия единственное актуальное, что показал режиссёр В фильме она показана в прошлом, но разве сейчас её нет?

  12. Ниавность Ганди в этой истории очевиден. Абсолютно безнадёжная попытка предотвратить войну. Как сказано в одном старом фильме “пожар чернилами не зальёшь”

  13. Ганди наивный политик. Наверное ему из Индии было трудно понять весь ужас происходящего в Европе

  14. Фильм неплохой. И столкновение двух жизненных позиций показано, и образы выражающие их. Вот только Гитлер карикатурен.

  15. Ганди удивительная личность. В моих глазах почти святой. Но его наивность временами поражает.

  16. Тема любопытная и нетипичная для индийского кино. Но воплощение обычное для индийских мелодрам. Поэтому фильм большого впечатления не производит.

  17. По замыслу интересно. Однако трудно понять в каком жанре работали авторы. То ли душещипательная мелодрама, то ли антивоенная драма. И в том и в другом случае особого успеха нет

  18. Для индийского кино фильм оригинальный. Привлекает сопоставление двух систем взглядов. Причины обращения Ганди к Гитлеру понятны, но совершенно беспочвенны. Это правильно подметили авторы откликов. Наивность Ганди в этом случае граничит с глупостью. Но у каждого свои предпочтения.

  19. Шалом. Хотя фильм не качается прямо еврейской темы, он очень любопытен. Вот только сделан слишком уж по-индийски, то есть поверхностно.

  20. Мне фильм показался скучным. Неинтересно подан сюжет. Игра актёров – типично индийская. В Гитлере есть что-то карикатурное.

  21. Оригинальная тема. Привлекает неожиданным сочетанием полярно противоположных точек зрения. Вот только воплощение неубедительно. Невозможно индийскому кино показывать события и личности за рамками культуры своего народа.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>