Серебряная чаша (США, 1954) Режиссёр В. Сэвилл

Длительность 135 минут
%d1%81%d0%b5%d1%80%d1%87%d0%b0%d1%88%d0%b01 Экранизация одноименного романа Томаса Костейна (1885 – 1965). Существует перевод книги на русский язык. Сюжет основан на евангельских текстах и сочинениях раннехристианских авторов. Преломив собранный материал, писатель создал картину далёкую от исторической действительности. Время действия – середина 1 века нашей эры. По ряду регионов Востока пользовались спросом изделия серебряных дел мастера Базиля из Антиохии (Пол Ньюман). Он был рабом и вёл тяжелую жизнь, повинуясь приказам алчного и жестокого хозяина. На счастье, мастера выкупил евангелист Лука (Александр Скурби) и увёз с собой в Иерусалим. Здесь Иосиф Аримафейский (Уолтер Хэипден) поручил ювелиру ответственный заказ – сделать оправу для чаши Святого Грааля с изображением по окружности ликов Иисуса и его апостолов. «Дабы все, кто будет жить после нас знали, как они выглядели». Параллельно развивается вторая линия. В ту же Антиохию приехал лидер тайной иудейской организации сикарии Миджамин (Джозеф Уазман). Он обратился за помощью к выступавшему там для римских солдат иллюзионисту – самаритянину по имени Симон-волхв (Джек Паланс). Фокусник привлекал их иллюзиями, а его «ассистентка» Елена (Вирджиния Мэйо) красотой. Миджамин пригласил его в Иерусалим для развала движения ранних христиан.

По мнению «кинжальщика» их проповедь смирения и воздаяния на том свете отвращала евреев от активного сопротивления захватчикам. Фокусник согласился занять лидирующее положение среди экстремистов. Им руководило желание не только получить золото, но и отомстить апостолу Петру за старую обиду. Когда Симон был ещё юношей, он попросил этого ученика Христа открыть ему тайну взглядов учителя. Ради этого самаритянин даже крестился и предложил апостолу взятку, но Пётр отверг её, сказав: «Деньги твои будут на погибель тебе». С того времени иллюзионист возненавидел носителей новой веры и готов был любыми путями доказать её несостоятельность. Для доказательства своей «миссии» Симон решил покорить иерусалимцев своими чудесами, убедить их, что он выше Христа и провозгласить себя мессией. Для усиления своего могущества решил похитить из дома Иосифа Аримафейского Святой Грааль и уничтожить чашу. В Иерусалиме сделать это не удалось, так как символ веры сложным путём попал в Антиохию, а оттуда в Рим… Детали второй половины повествования, включая разрешение конфликта Петра и Симона в столице империи, каждый желающий может прочесть в романе или увидеть на экране.%d1%81%d0%b5%d1%80%d1%87%d0%b0%d1%88%d0%b02Оформление фильма нетипично для Голливудских лент того периода. Оно условно, абстрактно, напоминает театральные постановки более позднего времени. Именно в таком отвлечённо-восточном стиле показан Иерусалим, в экранном показе которого совершенно невозможно представить реальный город. (Возможно, для полноценно реалистических декораций просто не хватило денег). Однако эта особенность не мешает направлять прочтение сюжета в рамки западно-христианских ценностей.  Как и почти во всех старых лентах, за всё действие ни разу не прозвучало слово «еврей». Однако по именам видно; семья Иосифа Аримафейского принадлежит этому этносу – сын Аарон (Майкл Пате), внучка Дебора (трогательно сыгранная Пер Анджели). Кстати, она  с благословения деда вышла замуж за «гоя» Бэзила (!?). Свадебный обряд проходил под хупой  и в нём использовались обряды иудаизма. Роман затронул религиозную и политическую борьбу в Иудее первого века. В нескольких сценах появляются сикарии. Убеждённые борцы против римских колонизаторов играют в сюжете двойственную роль, но больше напоминают шайку разбойников. Образ лжемессии Симона-волхва, так, как он дан в «Деяниях апостолов» показывает, что в 1 веке далеко не все евреи (не говоря о представителях других народов) поддерживали христиан. В 1955 году лента номинировалась на “Оскар” за лучшую работу оператора и лучший саундтрек. В прокате провалилась. К 21 веку «Серебряная чаша» художественно устарела. Кстати, Пол Ньюмен, дебютировавший в ней как исполнитель главной роли позднее отрицательно оценивал и самоё ленту и свою в ней работу. С точки зрения составителя каталога в настоящее время кинокартина интересна только для узкого круга зрителей.

Серебряная чаша (США, 1954) Режиссёр В. Сэвилл: 18 комментариев

  1. Про Симона-волхва слышал. По сюжету – типичная борьба между конкурирующими сектами. Победившие христиане очернили своего противника. Ньюмен так себе. Из персонажей самые колоритные – семья Иосифа Аримафейского. Очень приятная Пер Анджели – Дебора. Жаль рано умерла.

  2. Люблю такое старомодное обстоятельное кино. Но оформление многих сцен меня удивило. Точно отметил автор аннотации – словно смотришь театральный спектакль.

  3. Скачал ради исторической темы. Включил, посмотрел. Думал Хуже будет. По моей оценке твёрдая тройка.

  4. Слишком старомодно. Недостаточно эмоционально раскрыто противоречие между Симоном и христианами. Тут можно было бы развернуть эпическую трагедию. Но никакой эпики нет. Все сведено к личному конфликту между Симоном и Петром. Поэтому Джек Паланс совсем неинтересен – эдакий законченный злодей. Его партнёрша Вирджиния Мэйо гораздо ярче.

  5. В Иудее 1-го века была очень сильны политическая борьба и религиозные столкновения. Помню был интересный фильм “Дело назаретянина”. В каталоге есть два его варианта, но я видел только старый.

  6. Как я понимаю, много исторических неточностей. Но, в конце-концов, это же не не научная работа. А так смотрится неплохо.

  7. Мне нравится сочетание религиозных сюжетов с историей. Так можно лучше представить себе картину зарождения христианства.

  8. Спасибо. Приятно посмотреть ранний широкоэкранный фильм. А этот оригинальный, не похож на другие. Больше фильм-спектакль.

  9. Фильм устарел. Особенно раздражают периодически возникающие вторые планы, напоминающие символические театральные декорации. У них что денег не хватило на реалистическую обстановку?

Ответить на Борис Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>