Фабельманы (США, 2022) Режиссёр С.Спилберг

Длительность 150 минут
%d1%84%d0%b0%d0%b1%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d1%8b175-летний Стивен Спилберг решил осмыслить свою жизнь и рассказать о том, каким путём пришёл к режиссуре. Как подчеркнул сам создатель, в сценарии много вымысла, но целый ряд сцен взят из жизни. Действие ленты охватывает 13 лет – период детства и юности главного персонажа. Оно начинается в январе 1952 года, когда типичная еврейская чета Митци (Мишель Уильямс) и Берт (Пол Дано) Фабельманы первый раз повели шестилетнего сына Сэмюэла в кино. Семья смотрела один из эффектных постановочных фильмов того времени «Величайшее шоу мира», снятый Сесилем де Милем. (его работа «Десять заповедей» попала в этот каталог). Мальчика больше всего потрясла грандиозная сцена крушения поезда. Дома он воспроизвел её с помощью подаренной железной дороги, но игрушка при этом сломалась и отцу пришлось её чинить. Ребенку попало и тут мама подсказала ему прекрасную идею; повторить катастрофу ещё раз, но заснять её на папину 8-мм любительскую камеру. Ведь пленку можно смотреть много раз, без ущерба для дорогого подарка. Так Сэмми «заболел» кинематографом и за несколько лет научился снимать не только семейные будни, но и игровые сюжеты. В качестве актёров привлекались сначала сёстры, затем одноклассники и просто все желающие.

Разными путями доставалась и осваивалась более совершенная съёмочная и монтажная техника Изобретались или находились приёмы для повышения художественной выразительности любительских кинолент. Не будем пересказывать сюжет, любой желающий может увидеть его на различных носителях. Суть не в нём, а в редком для современной голливудской продукции размышлении про обретение призвания и выборе своего пути. О том, чем приходится жертвовать и какую цену приходится платить за развитие таланта.%d1%84%d0%b0%d0%b1%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d1%8b2Эти проблемы стоят перед любым способным человеком, но не каждый способен воплотить их в жизнь и в этом драма многих людей. Вот Мицци Фабельман, одарённая пианистка, не решилась (возможно под нажимом матери) стать профессиональным музыкантом. В результате у ней есть стабильность: благополучная семья, любящий муж-работоголик, четверо детей. Однако нет счастья и внутренней гармонии, ибо не реализован её талант. Возможно именно это, плюс отсутствие полноценного духовного контакта с Бертом побуждает её искать и найти новую любовь. Она обрела её в лице лучшего друга мужа – Бенни Лоуи. В отличие от Мицци её дядя Борис Подгорный (Джадд Хирш), не имея большого дарования, но с творческими амбициями, решился на самостоятельную жизнь в искусстве. Сначала выступал в цирке, а затем перебрался в Голливуд, где занимался чем придётся и подвизался на вторых ролях. По словам самого Хирша, его роль в фильме напоминает выступление умудрённого жизнью оракула. Добавим, в словах старика чётко сформулированы выстраданное им понимание сферы прекрасного и жертв, которое оно требует от своих служителей. Вот совокупность его высказываний «Головы в львиные пасти засовывать – ерунда. А убедить льва её не сожрать – это искусство». «Мы все очень похожи. Мы зависимы и наш наркотик – искусство. Семью мы любим, но искусство сводит нас с ума». «Семья и искусство разрывают тебя на части». «Ты любишь их: сестёр, маму, папу. Только это (показывает на монтажный аппарат) это ты любишь больше. (…) Беги, беги мальчишка, но мы знаем, что ты не шутишь. Ты будешь снимать кино и творить искусство. (…) Искусство несёт тебе почести и вечную славу, но лишит тебя сердца. Оставит одного. Для близких ты станешь позором, просто изгнанником, бродягой. Искусство не игра. Оно опасно, как львиная пасть, его зубы остры». Финальная сцена, где Сэмми встречается с одним из классиков жанра вестерн – Джоном Фордом (Дэвид Линч) дополняет приведённые выше речения словами другого режиссёра «Этот бизнес он тебя уничтожит». Вот он конфликт делячества и творчества, способный погубить слабого духом творца.%d1%84%d0%b0%d0%b1%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d1%8b3Фоном для размышлений о сущности кино идёт интересующая нас тема. (Кстати, фамилия главных персонажей, как и режиссёра идут от идиша. Если Спилберг означает в переводе  – песня горы; то Фабельман – баснописец). С самого начала перед нами возникает не слишком ассимилированная, сохраняющая связи с традицией семья. Здесь празднуют Хануку, отмечают шабат (хотя и со свининой). Не забыта традиция проводить шиву (недельный траур по усопшему близкому родственнику). Старшее поколение ещё посещает синагогу. Периодически члены семьи сталкиваются с антисемитизмом, подобно Борису, отметившему, что в цирке «евреев мало – ненавистников до кучи». Но он же добавляет «в Голливуде любят евреев». И в самом деле, куда же там без них, ведь великая фабрика грёз по большей части создана нашими соплеменниками. С юдофобией неизбежно должен был столкнуться и Сэмми. В калифорнийском колледже, куда он попал в старших классах соученики Логан и Чад постоянно унижали его, оскорбляли, нападали именно из-за «пятой графы». Хотя интересно посмотреть как неожиданно закончился этот конфликт. Особое место в действии занимает показ первого серьёзного увлечения Фабельмана-младшего своей одноклассницей Моникой. Девушка оказалась ревностной католичкой. Её чувственное влечение к Сэмми сочеталось со стремлением открыть представителю народа породившего Мессию истинного Иисуса. Значимого продолжения в сюжете эта влюблённость не получила, но показана убедительно… В целом, масштабность замысла, высокие художественные достоинства и глубокое раскрытие ряда нравственных проблем сделали фильм явлением не только американского, но и мирового кино. На наш взгляд, это высшая точка в творчестве Спилберга. Он уже с успехом прошёл на многих фестивалях и в прокате ряда стран. Однако, для “Оскара” оказался слишком серьёзным.

Фабельманы (США, 2022) Режиссёр С.Спилберг: 29 комментариев

  1. Спилберг сделал не просто биографическое кино. Он показал как непросто выбрать свой путь и найти призвание. Молодец.

  2. На фоне голливудского потока бездарности, который хлещет с экранов все последние годы, это просто прекрасный фильм.

  3. Достойное осмысление своей жизни и начала пути в режиссуру. Наставление Бориса Подгорного и напутствие Форда просто великолепны.

  4. Прекрасный фильм. Он поражает своей искренностью и, в чём-то исповедальностью. Высокопрофессионален и насыщен глубокими идеями. Браво Спилберг.

  5. Спилберг по-своему уникален. Похоже, он умеет всё. Диапазон его творчества от “развлекухи” до серьёзного кино. У каждого свой Спилберг, но я больше люблю его серьёзные фильмы.

  6. Вот говорят Спилберг, Спилберг. А фильм неплохой, но не стоит того, чтобы о нём распространяться.

  7. Мне очень понравилось. Почерпнул для себя много нового. И актёрские работы интересные. Очень понравился Джадд Хирш – дедушка Борис.

  8. Для меня фильм оказался интересным. А от финальной сцены просто обалдел. Фильмы Спилберга люблю разные – это большой мастер.

  9. Хорошее умное кино. Есть что посмотреть и над чем подумать. Таких фильмов сейчас слишком мало в мировом прокате

  10. Фильм мне очень понравился. Интересно как взрослеет главный герой и как он понимает, что режиссёра – его жизнь, его судьба.

  11. Читал про фильм много хорошего. Теперь нашёл, посмотрел и не разочаровался. Рад, что у Спилберга получается серьёзное кино.

  12. Ничего особенного в фильме не нашёл. Напрасно критика его хвалит. Да, конечно это биография, ну и что?

  13. С нетерпением ожидал новую работу Спилберга и могу сказать, что мои ожидания оправдались. На фоне потока безликой развлекаловки его фильм отличается глубоким замыслом и совершенным художественным воплощением. На таких лентах кино держится как искусство. Тот факт, что “Оскар” игноррировал фильм – свидетельство полной деградации конкурса.

  14. Хитрый режиссёр. Фильм с двойным дном. Вроде ничего особенного, а тянет к размышлениям.

  15. Прекрасная работа! Спилберг показал, что подобен хорошему вину. С возрастом делается только лучше.

Ответить на Josephhoops Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>