Письмо к матери (США-Польша, 1939) Режиссёры: Й. Грин, Л. Тристан

Длительность 107 минут

Один из последних фильмов на идиш, сделанных в Польше накануне нацистского вторжения и немецкой оккупации. Любопытная попытка показать историю еврейской семьи в связи с потрясениями начала века. Украина, местечко Радомил, 1912 год. Давид и Добриш Бердичевские – типичная еврейская семья. Давид – талантливый кантор, совершенно неприспособленный к реальной жизни. Добриш – его жена, самоотверженная труженица, на которой держится весь дом. В отчаянии от своей никчемности Давид уезжает из городка в Америку в поисках счастья и со временем присылает билет для одарённого младшего сына Авраама. Мать отправляет мальчика за океан, заклиная его писать ей письма. Начавшаяся Первая мировая война разрывает семейный связи и разбрасывает семью. Дочь Мириам выходит замуж за инженера Юдке и оказывается где-то в России, старший сын призван в русскую армию и гибнет на фронте. После войны через организацию по делам эмигрантов «Хиас» Добриш узнаёт, что её муж умер, а следы сына затерялись. При содействии одного из руководителей «Хиас» несчастная женщина добирается до США, где находит сына, ставшего под именем Ирвина Бёрда известным певцом. 

В финале Ирвин исполняет на концерте композицию «Воспоминание о старом доме», где его личная боль связана со страданиями всего еврейского народа. В исторической перспективе эта песня воспринимается словно произведение навеянное ужасами последующих за выпуском ленты событий Второй Мировой. Несмотря на присущую идишскому кино сентиментальность, фильм сделан искренне и произвёл большое впечатление на зрителей в США. Более поздний критик писал о нём так: «несмотря на то, что музыка и пение присутствуют в фильме, но музыкальной комедией его никак не назовешь. Это скорее всего эпический фильм, повествующий о жизни обычной еврейской восточноевропейской семьи в контексте разного рода событий, являющихся фоном для основного действия. Некая типовая картина жизни еврейской семьи в первой четверти двадцатого века. В фильме вполне достаточно и мелодраматических моментов, когда слезы готовы появиться на глазах у расчувствовавшихся зрителей. Возможно потому его с таким интересом смотрели в Соединенных Штатах  люди, уже выросшие за океаном, но происходившие именно из таких семей, как та, чья жизнь показывалась на экране. Наверное, это был не самый зрелищный и коммерчески удачный из фильмов, снятых Й. Грином, но, вне всякого сомнения, наиболее серьезный и значительный из всех его работ«.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.