В небольшой группе югославских фильмов запомнившихся советскому зрителю заметное место заняла мелодрама «Офицер с розой». Её успех объясняется тем, что она появилась в нужное время и в нужном месте
На первый взгляд, что в этой ленте особенного. Сюжет? Самый банальный — о любви людей из разных слоёв общества. Петар Хорват (Жарко Лаушевич) – офицер Народной армии, выходец из низов, не слишком образованный, но прошедший суровую школу борьбы и ставший убеждённым коммунистом. Матильда Иванчич (Ксения Паич) – вдова инженера расстрелянного гитлеровцами за сотрудничество с подпольщиками. Она женщина из интеллигентной семьи, красивая, умная образованная, культурная (кстати, «Офицер с розой» её слова, в которых звучит отголосок названия популярной оперы Рихарда Штрауса «Кавалер роз»), умеющая за себя постоять, Подобных историй на экране можно было найти сколько угодно.
К тому же Петар, как представитель новой власти поселил на квартиру к Матильде свою любовницу Лиляну (Драга Мркич) у которой от него должен быть ребёнок. Так складывается любовный треугольник – одна из самых распространенных сюжетных линий в мировом искусстве. Правда, приятно удивляют взаимоотношения соперниц. Бывшая деревенская девчонка, выросшая в нищете, преклоняется перед красивой женщиной и признаёт её превосходство над собой. И когда она узнаёт, что та стала удачливой соперницей и «отбила» у неё любимого мужчину то не кидается выцарапывать ей глаза, а ведёт себя с неожиданным благородством. Её больше волнует судьба ребёнка, чем своя собственная. И такие истории можно найти в памяти.
Конечно, сюжет рассказан профессионально, темпераментно. Режиссёрская работа проста и понятна, темп и интонация найдены умело, созданные актёрами образы достаточно рельефны и запоминаются. Но ведь «Офицер с розой» не единственная хорошая мелодрама. На мой взгляд, главное в другом. Советского зрителя привлёк в фильме общечеловеческий подход к показу и раскрытию темы любви, которая показана как стихийное чувство стоящее выше классовых, социальных, политических и партийных взглядов. Подобных лент, где личное было бы показано выше общественного, в советском кинематографе очень мало. А тут, в перестроечное время открыто зазвучал мотив о том, как партия препятствовала счастью влюблённых — для нашей бывшей системы тема достаточно актуальная. Привлекла и та корректная откровенность, с которой показывалось на экране влечение молодого мужчины к красивой женщине. Такой подход был привычен для югославского, но не для советского кино. А всё вместе обеспечило «Офицеру с розой» популярность, какую он бы в другое время, скорее всего, не приобрёл.
К этому можно добавить, что произведённые в Югославии ленты всегда отличались своеобразием. Это явно связано не только с особенностями культуры регона, но и с тем особым путем, по которому пошла страна с конца 1940-х. Видимо, маршал Тито всё-таки давал больше свободы своим деятелям культуры, нежели просоветские режимы восточно-европейского блока. Поэтому для фильмов той страны характерна особая эмоциональность и свобода выражения. Иногда концепции югославских режиссёров вызывали удивление (особенно в военных лентах). Помню виденный в годы юности фильм «Убийство на площади» с эсэсовцем интеллектуалом, ставящем на жителях городка некий психологический эксперимент. В лирических лентах режиссёры не стеснялись показывать эротику, что для социалистического кино в целом было делом почти невозможным. Не помню югославских комедий. В лучшем случае, память отмечала какие-то трагикомические эпизоды, получившие в дальнейшем развитие в творчестве Кустурицы.
А «Офицер с розой» имел успех не только на родине, но и за рубежом. В частности, его заметили на Каннском фестивале 1987 года. Он получил приз на МКФ в Валенсии. Судьбы его создателей сложились по-разному. Для Деяна Шорака (1954) это был третий и самый популярный фильм, хотя он снимает кино до сих пор. Ксения Раич (1961) – востребованная актриса. Она продолжает играть в кино и театре, причём успехом пользуются её работы в классическом репертуаре (Уальд, Чехов, Мольер). Наиболее драматичная судьба оказалась у Жарко Лаушевича (1960). По данным интернета в 1992 году Жарко и его родной брат Бранимир ввязались в Черногории в уличную драку с двумя молодыми людьми. В ходе борьбы Жарко выхватил пистолет и уложил обоих противников. За двойное убийство в 1993 году был приговорен к двадцати годам лишения свободы, однако спустя пять лет Верховный суд Республики Черногория признал его невиновным, так как он действовал в целях самообороны. В 1999 году актёр исполнил главную роль в любовной мелодраме режиссера Мирослава Лекича «Нож». Вскоре после этого Лаушевич уехал в США вместе с женой и ребенком. Там работал мойщиком окон, официантом, длительное время не мог реализоваться как актер. Разошелся с женой. С 2006 года стал работать в небольших театрах Нью-Йорка и на нью-йоркском кабельном ТВ. О Драге Мркич (1966) неизвестно ничего.
А «Кавалер с розой» живёт в памяти зрителей и подборка отзывов, которая продолжает мой отзыв показывает, что фильм не забыт и до сих пор.
Этот фильм незаслуженно забыт прокатом! Но народ его помнит. Если кто-то смотрел хотя бы один раз так и не смог забыть ни Матильду, ни Петера. Фильм о том, как политические идеи ломали судьбы людей.
Смотрела один раз в кинотеатре лет двадцать назад, фильм запомнился почти покадрово, с музыкой и диалогами. Тогда он произвел неизгладимое впечатление, помню как по дороге назад из кинотеатра отец объяснял мне мотивацию поступков каждого из персонажей и это было не менее захватывающе, чем сам фильм. В то время не было компьютеров или интернета (странно звучит, да?) и я обожала эти обсуждения. Папы вот уже несколько лет нет с нами, а память осталась…
Первый раз смотрела этот фильм давным-давно, еще в школе… И сейчас, наверное, немного боялась пересматривать, хотя и обрадовалась, когда нашла. Ведь как это часто бывает: в детстве что-то понравилось, остались теплые воспоминания, а потом пересмотришь или перечитаешь — чушь полнейшая! Сейчас такого не случилось. Фильм понравился еще больше. Тогда мне была интересна только любовная линия, а сейчас меня поразил весь спектр проблем, которые были подняты в фильме. И социальные, и политические. И даже любовь главных героев увиделась мне совсем в другом свете, глубже, сильнее, ярче.
Эта история — далеко не просто банальная мелодрама, здесь все гораздо сложнее и, если хотите, интереснее. Поэтому-то и удивительно, что его практически забыли. Хотя… уже нет такой страны — Югославии, у них за этот период и так проблем хватило, не до старых лент. А зря.
Очень понравилось, пронзительная история любви, разных, но вдруг ставших близкими и понятными людей. Смотрела когда-то давно, рада, что есть у вас, большое спасибо!
Жизненная и красивая история любви. Такие фильмы смотрели в детстве поздно ночью и без родителей. Странно, что отношение к фильму не изменилось с тех пор. О-очень красивые актеры.
Потрясающий фильм про любовь! Правдивый и очень грустный.
Видела давным-давно. С тех пор, не встречала нигде, тогда понравился очень, даже сбежала с уроков, чтобы посмотреть второй раз. Спасибо сайту, что выложили.
Посмотрела этот фильм лет в 15, и остался в сознании на много лет, удивительно, нашла Те кому близки «Дневники красной туфельки», «Слияние 2-х лун» и еще нечто подобное, увиденное лет в 15-16 этакое ностальжи, очень рекомендую посмотреть, красивая любовь красивого мужчины к красивой женщине!!!!
Смотрела этот фильм очень давно. Оставил тогда море впечатлений. Пересмотрела с удовольствием. Спасибо большое, не ожидала его еще раз увидеть.
Спасибо за фильм. Вспоминаю потрясающее впечатление, которое оставил этот фильм. Жаль, молодежи уже не понять всей сложности той эпохи.
Давно искала этот фильм, но неправильно запомнила название, искала «Желтая роза». Очень красивый фильм.
Один из любимых старых фильмов.