Длительность 116 минут
Экранизация одноимённого романа известного израильского прозаика Давида Гроссмана (р 1954). Он написан рукой опытного мастера, сочетающего свой индивидуальный литературный стиль с современной молодёжной темой. Его почерк отличают психологизм внимание к деталям, умение создать характеры. В то же время, повествование имеет несколько уровней и рассчитано на «потребителя» с различной подготовкой. В нём много диалогов, раскрывающих не только и не столько отношения между различными персонажами, сколько суть характеров главных героев. При этом мелкий штрих, неприметная внешне деталь становится необычайно значимой («Нет ничего важнее мелочей»). И всё вместе взятое вовлекает в некий особый мир, когда реальность и вымысел не сосуществуют а предстают двумя сторонами единой картины бытия.
Взыскательный читатель воспримет его как размышление о взрослении чуткого юноши и талантливой девушки в условиях непростой, насыщенной проблемами и противоречиями израильской жизни, о том, как вчерашние подростки, конфликтующие со взрослыми, открывают для себя истинный смысл вечных этических ценностей. Ну а молодёжь прочтёт историю любви в которой Асаф и Тамар ищут, находят и обретают друг друга при помощи четвероногого друга.Экранизировать такое произведение очень непросто, но именно за него взялся режиссёр Одедд Давидофф и интересно посмотреть что же у него получилось. Сохранены пришедшие из книги две совершенно самостоятельные сюжетные линии, соединяющиеся только в конце. В центре, разумеется, история упорной 16-летней Тамар (Бар Белфер), поставившей невыполнимую, казалось бы, задачу: вызволить брата Шая (Юваль Мендельсон), великолепного гитариста, наркомана из рук жутковатого «мецената» Пейсаха Бейт Ха-Леви (Цахи Град). Тот создал некое подобие дома для неприкаянной, одарённой молодёжи; но, на самом деле, рабовладельческое хозяйство по выкачиванию денег из молодых талантов. Для подчинения этих непрактичных людей в ход шли и грубая сила и наркотики и экономическая удавка. По следу главной героини идёт почти её ровесник Асаф (Йонатан Бар-Ор) в руки которого попала верная собака Тамар Динка. Она водит юношу по немыслимым маршрутам и в этих поисках, сопряженных с риском для жизни, тот узнаёт врагов и друзей неизвестной ему девушки и, заодно переосмысливает своё бытие. На экране достаточно убедительно воссозданы различные уголки Иерусалима: от его пешеходного центра, до задворок, где обитает горе, беднота и порок. Естественно, удельный вес размышлений в фильме заметно сократился, зато действие приобрело темп и заметно приблизилось к жанру экшн. Сделано всё профессионально: игра актёров оставляет хорошее впечатление. Спасибо сценаристу, он исправил просчёт писателя; ведь по книге собака, которая играет в сюжете столь важную роль, потерялась за несколько дней до финала, но Асаф получил её в приюте подобранных животных за полтора месяца до финальных эпизодов. Однако, в этом чуть ли не единственное главное достоинство ленты. В кинематографическом пересказе исчезла большая часть шарма литературного текста, заключающегося в размышлениях главных героев, в отступлениях об их прошлом. Очень обеднились существенные, хоть и второстепенные персонажи: «Носорог», Лея, Шелли, но больше всего пострадал глубоко трагический образ монахини Теодоры, судьба которой выгладит неким дополнением к характеру Тамар. Не выглядят особо впечатляющими и песни девушки, а ведь по роману её голос является выражением воплощением самого прекрасного в книге. Возможно, именно он помогает ей пробудить в затуманенном наркотиками Шае то человеческое, что, может быть, станет основой его полного освобождения от рабской зависимости. Итог: к сожалению пересказ оказался далеко не равен оригиналу, существенно упростив его и приблизив к стандартным клише молодёжных фильмов различных стран, но всё-таки он даёт представление о замысле Давида Гроссмана. Один из зрителей, явно не читавших романа, достаточно точно оценил кинокартину «взглядом со стороны», написав следующее: «Простая как три копейки история про принцессу, играющую на гитаре, прекрасного принца, проходящего практику в почтовом ведомстве и собаку… Этот фильм — еще одна откровенная и немного наивная история, которая заставляет поворошить уложенные в дальние закрома понятия: справедливость, свобода, любовь в конце — концов. Такие понятия были когда-то идеальными, однако со временем на них осела пыль реальности. А фильм словно выбивает из них пыль, заставляет вспомнить об их значимости…». Так, что можете просмотреть фильм, но лучше читайте книгу. Вышедшая в 2005-м, она стала в Израиле бестселлером и доступна в приличном русском переводе.