С кем бы побегать (Израиль, 2006) Режиссёр О. Давидофф

Длительность 116 минут

Экранизация одноимённого романа известного израильского прозаика Давида Гроссмана (р 1954). Он написан рукой опытного мастера, сочетающего свой индивидуальный литературный стиль с современной молодёжной темой. Его почерк отличают психологизм внимание к деталям, умение создать характеры. В то же время, повествование имеет несколько уровней и рассчитано на «потребителя» с различной подготовкой. В нём много диалогов, раскрывающих не только и не столько отношения между различными персонажами, сколько суть характеров главных героев. При этом мелкий штрих, неприметная внешне деталь становится необычайно значимой («Нет ничего важнее мелочей»). И всё вместе взятое вовлекает в некий особый мир, когда реальность и вымысел не сосуществуют а предстают двумя сторонами единой картины бытия.

Взыскательный читатель воспримет его как размышление о взрослении чуткого юноши и талантливой девушки в условиях непростой, насыщенной проблемами и противоречиями израильской жизни, о том, как вчерашние подростки, конфликтующие со взрослыми, открывают для себя истинный смысл вечных этических ценностей. Ну а молодёжь прочтёт историю любви в которой Асаф и Тамар ищут, находят и обретают друг друга при помощи четвероногого друга.Экранизировать такое произведение очень непросто, но именно за него взялся режиссёр Одедд Давидофф и интересно посмотреть что же у него получилось. Сохранены пришедшие из книги две совершенно самостоятельные сюжетные линии, соединяющиеся только в конце. В центре, разумеется, история упорной 16-летней Тамар (Бар Белфер), поставившей невыполнимую, казалось бы, задачу: вызволить брата Шая (Юваль Мендельсон), великолепного гитариста, наркомана из рук жутковатого «мецената» Пейсаха Бейт Ха-Леви (Цахи Град). Тот создал некое подобие дома для неприкаянной, одарённой молодёжи; но, на самом деле, рабовладельческое хозяйство по выкачиванию денег из молодых талантов. Для подчинения этих непрактичных людей в ход шли и грубая сила и наркотики и экономическая удавка. По следу главной героини идёт почти её ровесник Асаф (Йонатан Бар-Ор) в руки которого попала верная собака Тамар Динка. Она водит юношу по немыслимым маршрутам и в этих поисках, сопряженных с риском для жизни, тот узнаёт врагов и друзей неизвестной ему девушки и, заодно переосмысливает своё бытие. На экране достаточно убедительно воссозданы различные уголки Иерусалима: от его пешеходного центра, до задворок, где обитает горе, беднота и порок. Естественно, удельный вес размышлений в фильме заметно сократился, зато действие приобрело темп и заметно приблизилось к жанру экшн. Сделано всё профессионально: игра актёров оставляет хорошее впечатление.  Спасибо сценаристу, он исправил просчёт писателя; ведь по книге собака, которая играет в сюжете столь важную роль, потерялась за несколько дней до финала, но Асаф получил её в приюте подобранных животных за полтора месяца до финальных эпизодов. Однако, в этом чуть ли не единственное главное достоинство ленты. В кинематографическом пересказе исчезла большая часть шарма литературного текста, заключающегося в размышлениях главных героев, в отступлениях об их прошлом. Очень обеднились существенные, хоть и второстепенные персонажи: «Носорог», Лея, Шелли, но больше всего пострадал глубоко трагический образ монахини Теодоры, судьба которой выгладит неким дополнением к характеру Тамар. Не выглядят особо впечатляющими и песни девушки, а ведь по роману её голос является выражением воплощением самого прекрасного в книге. Возможно, именно он помогает ей пробудить в затуманенном наркотиками Шае то человеческое, что, может быть, станет основой его полного освобождения от рабской зависимости. Итог: к сожалению пересказ оказался далеко не равен оригиналу, существенно упростив его и приблизив к стандартным клише молодёжных фильмов различных стран, но всё-таки он даёт представление о замысле Давида Гроссмана. Один из зрителей, явно не читавших романа, достаточно точно оценил кинокартину «взглядом со стороны», написав следующее: «Простая как три копейки история про принцессу, играющую на гитаре, прекрасного принца, проходящего практику в почтовом ведомстве и собаку… Этот фильм — еще одна откровенная и немного наивная история, которая заставляет поворошить уложенные в дальние закрома понятия: справедливость, свобода, любовь в конце — концов. Такие понятия были когда-то идеальными, однако со временем на них осела пыль реальности. А  фильм словно выбивает из них пыль, заставляет вспомнить об их значимости…». Так, что можете просмотреть фильм, но лучше читайте книгу. Вышедшая в 2005-м, она стала в Израиле бестселлером и доступна в приличном русском переводе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.