Длительность 95 минут
В русскоязычных сайтах встречается под названием «Самострел«. «Деревянное ружьё» показывает Тель-Авив рубежа 1950-х. Главный герой десятилетний, взрослый не по годам Йони Шрайбер (Арик Розен) недавно приехал в Израиль. Его мать потеряла всех родных в Холокосте, а отец – участник Войны за Независимость. Вместе с кампанией друзей-однолеток из семей переселенцев главный персонаж, которому бы развлекаться и радоваться жизни, сталкивается с детской группировкой малолеток, родители которых – сабры, евреи рожденные в Палестине. Начинается открытая вражда, которую почти не замечают в школе и не могут по-настоящему оценить дома. После поражения в столкновении с противником, Йони и его друзья решают отомстить и реванш в «битве чести» символически назначенной на День Независимости. В качестве «оружия победы» решено использовать некую разновидность арбалета в котором на прикладе укреплена увеличенная рогатка. Это не просто увеличивает её прицельность, «убойную силу», но и делает опасной для жизни противника.
Обе группы ощущают «чувство локтя», готовы на самопожертвование, вот только рождённые в противостоянии ненависть и насилие выводят конфликт за рамки детских игр. Фильм привлекает эмоциональностью и правдивым воспроизведением атмосферы начала 1850-х с их наплывом в Израиль «евреев различных национальностей», которые оказались в новорожденном государстве переживающем множество разнообразных трудностей. Они принесли с собой отзвуки Второй Мировой войны и боль памяти о Холокосте, той трагедии, о которой в Земле обетованной до процесса над Эйхманом не было принято говорить. Йони хотел знать и понимать причины страданий его родителей, но на каждый его вопрос раздавался ответ «Узнаешь, когда станешь старше». Может быть поэтому никто из мальчишек не принимал всерьёз прославление еврейского государства со стороны Палестины — полубезумной, плохо понимающей иврит беженки из Европы. Именно в её хибаре, возле старых фотографий многочисленных, погибших в Холокосте родных Йони почувствовал себя частью многострадального еврейства. И вообразив себя ребёнком, стоящим под прицелом не деревянных, но настоящих ружей гитлеровцев он получил действенную прививку против жестокости.
Для достижения правдоподобия Илан Мошензон привлёк к съёмкам непрофессионалов. Такой рискованный приём имел свои недостатки, но режиссёр показал умение работать с детьми и добился от них искренности и убеждённости. Любопытно, что из задействованных в съёмках юных исполнителей никто (включая Арика Розена) не стал позднее профессиональным актёром. И спустя треть века после выхода на экран фильм заслуживает стабильно высокие оценки критиков. О значимости ленты свидетельствует факт включения фрагмента из ней в документальную кинокартину «История израильского кино» (2009). Как отметил один из современных рецензентов: «Хотя «Деревянное ружьё» классифицируется как фильм для детей прошедшие годы оказались добры к нему и он продолжает генерировать признание (так дословно в англ оригинале) даже в своём четвертом десятилетии» Другой критик пришёл к следующему выводу: «В наше время, когда новое поколение детей растёт под тенью международной войны с терроризмом, когда и крупные сообщества всё больше и больше ощущают страх, этот камерный фильм заслуживает более широкого просмотра. Для любителей хорошего израильского кино.