Последний менч (Германия-Швейцария-Франция, 2014) Режиссёр П-А. Сальфати

Длительность 93 минуты

ПоследнийМ1Первое слово названия звучит на  немецком, а второе на идише. Поэтому его можно понимать и как «Последний человек» и как «Последний еврей». По жанру перед нами нечто среднее между драмой и трагикомедией. Завязка сюжета столь же бесхитростна, сколь и многозначительна. Глубокий старик Маркус Шварц (Марио Адорф) пришёл в кёльнскую синагогу к  молодому раввину с просьбой похоронить его по иудейскому обряду. По словам посетителя его настоящее имя Менахем Тайтельбаум, но документы доказывающие его еврейство он уничтожил после войны, желая похоронить своё прошлое. Единственное доказательство – номер Аушвица сохранившийся на его руке. У священнослужителя, естественно вопросы. Почему он не вернулся к корням раньше? Почему не оформил причитающуюся ему, как пострадавшему в Холокосте пенсию? Да и номер не доказательство. Сколько угодно случаев, когда бывшие нацисты наносили себе такие знаки, дабы уйти от ответственности. Получив отказ и пожелание найти свидетелей его еврейства, старик покидает синагогу с афористическими словами: «Забвение снимает и чужую вину и вину собственную».

Теперь его трудный путь лежит на родину отцов-дедов в венгерскую деревню. Трудный, ибо годы лишили старика подвижности, но здесь Маркусу повезло, ему подвернулась молодая немка турецкого происхождения с экзотическим именем Гюль — Цветок (Катарина Дерр). За 500 евро она согласилась прокатить его по Европе до нужного места.ПоследнийМ3Так в действие включились элементы род-муви. В путешествии два человека разных культур и поколений учились понимать и уважать друг друга. Их роднило двойственное положение при котором и он и она находились в поисках своей национальной идентичности в мультикультурном обществе Европы. Это внутреннее «звучание» ситуации почувствовала и немка русского происхождения Катарина Дерр. Она как-то сказала в одном интервью: «Мне было пять лет, когда мы переехали в Германию. У меня здесь семья и друзья. Но мне все равно чего-то не хватает. Что-то тянет меня отсюда прочь«. Видимо личный опыт помог ей убедительно показать постепенное перерождение грубоватой и прямолинейной Гюль, которая под воздействием старшего спутника стала более чуткой и деликатной. Такое сближение душ особенно заметно в эпизоде, когда Гюль накалывает на своей руке лагерный номер Тайтельбаума. Этот драматургический ход основан на реальных случаях, правда не в Германии и не с мусульманами, а в Израиле, когда внуки узников делали себе татуировки лагерных номеров бабушек и дедушек. Для них это личный поступок, направленный против забвения страшного прошлого.ПоследнийМ2В Венгрии Менахем Тайтельбаум нашёл не столько соплеменников, сколько их имена высеченные на памятных плитах, посвящённых жертвам Катастрофы. И всё же, в своей родной деревне он встретил старую, слепую еврейку Этель (Ханнелоре Эльснер) — единственный обломок прошлого, соединяющий странника с довоенными годами. Главный герой заговорил с ней на полузабытом идише, вместе отметил Шаббат, который не праздновал со времени своего детства. Этель повела его на еврейское кладбище, единственное место, где можно видеть и понять сколько поколений евреев жили и умирали здесь до Второй Мировой… Менахем делится с ней своими воспоминаниями, между ними возникла симпатия. Они даже понадеялись провести вместе остаток отпущенного им срока. К сожалению, дни Этель были сочтены, а вскоре ушёл в лучший мир и Менахем. Но его мечта быть похороненным по иудейскому обряду исполнилась на венгерской земле.ПоследнийМ6Французский еврей Пьер-Анри Салфати сказал новое слово в трагической истории Холокоста. Он осветил её с современной точки зрения. Это поняли все его коллеги и, в первую очередь великолепный актёр Марио Адорф, придавший масштабность драме своего персонажа. «Тема фильма – противостояние забвению», — сказал он в интервью Deutsche Welle. А в другом месте добавил: «Фильм ставит вопрос: а что будет тогда, когда не останется среди нас живых свидетелей и очевидцев тех страшных дней, когда уже некому будет рассказать о том, что произошло? Что тогда будет»? После этих слов по новому осмысляется немецко-идишское название кинокартины, заключающее призыв к сохранению исторической памяти. Лента очень тепло принята зрителями и получила отличные отзывы критики. Вместо заключения ещё несколько слов из журнала «Сем40».ПоследнийМ4Фильм «Последний человек» приобретает универсальное звучание. Его драматургические слабости компенсирует добротная актерская игра, и эту трогательную, но увлекательную ленту интересно смотреть вплоть до самого финала. «Последний человек» рассказывает о еврейской судьбе, однако действие происходит в настоящем, что отличает его от других исторических фильмов о Холокосте. (Пока лента не отсмотрена. Отзыв составлен после просмотра трейлера и по различным источникам)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.