Профессор Мамлок (Германия-ГДР, 1961) Режиссёр К. Вольф

Длительность 94 минуты

ПрофессорМ1Вторая, экранизация известной пьесы, снятая сыном драматурга Конрадом. Показ и развитие конфликта сделаны совершенно по другому, чем в старой советской версии. Здесь гораздо меньше патетики и больше психологизма, обусловленного богатым личным опытом режиссера, убеждённого антифашиста. Это позволило совершенно по иному расставить многие акценты литературной первоосновы. В начале на фоне портрета драматурга идёт текст: «Фридрих Вольф написал «Профессора Мамлока» в 1933 году. Тогда ещё не было лагерей смерти, не были изобретены газовые камеры, ещё не были убиты 6 миллионов евреев, Вторая мировая война была тогда далёким будущим…» Действие развёртывается внешне спокойно, но нагнетание психологического напряжения идёт достаточно интенсивно, особенно во второй половине ленты. Сам Ганс Мамлок (Вольфганг Хайнц), еврей и шеф лечебницы изображён сильной личностью, человеком исключительного упорства, выполняющем в клинике свою жизненную миссию – нести добро людям. Естественно, его не интересуют ни политическая борьба в Германии, ни расистские заявления гитлеровцев.

Его девиз: «В больнице нет политики, есть только врачи и больные». В своём служении он нуждается в помощниках и сколотил вокруг себя немецко-еврейский коллектив крепких специалистов, которым пациенты могут доверять. Паршивой овцой среди них стал доктор Хельпах (Харальд Хальгардт). Сценарий постепенно раскрывает, как этот снедаемый честолюбием и завистью к успехм коллег медик, решил выбиться в лидеры, используя нацистскую демагогию и успехи штурмовиков. Любопытен в трактовке режиссёра и образ Инге Руофф (Лиззи Тепмельхоф), наивной молодой женщины, сначала поверившей в обещания фашистов возродить Германию, но затем горько разочаровавшейся в своих иллюзиях.ПрофессорМ2На этом фоне стремительно возрастают преследования евреев. Ведут через город главного героя. С позором изгоняют из школы его дочь Рут (Дорис Абесер), отправляют вон из банка хорошего приятеля Мамлоков банкира Шнейдера, уходит из больницы и эмигрирует хороший врач Гирш (Петер Стурм). Никто из них не борется, их действиями руководит страх.  Последней жертвой становится санитар Шимон. Защищая его Мамлок, которого вернули в больницу директором, чтобы оперировать видного нациста, отказался подписать приказ об увольнении нужного ему работника. В ответ на это Хельпах составил протокол о нарушении доктором закона об изгнании евреев из сферы здравоохранения. Шантажируя присутствующих, он заставил каждого из них подписать бумагу (отказалась только Инге). Потрясённый предательством людей, которым верил, оставшийся в одиночестве, Мамлок покончил с собой.ПрофесорМ4Трагедия главного героя заключалась в слепой вере в силу демократии и прочность режима за которые он проливал кровь в 1916 году под Верденом. Поэтому он выступал против своего сына Рольфа (Хельмут Тхате), примкнувшего к коммунистам и осознал справедливость их действий только на смертном одре. Мораль фильма заключена в последнем титре: «Нет большего преступления, чем отказ от борьбы, когда борьба необходима».ПрофессорМ3Фильм удостоен призов нескольких фестивалей. И в настоящее время смотрится неплохо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.