Без родины (Израиль, 1956) Режиссёр Н. Хабиб

Длительность 94 минуты
БезРодиныВ русских сайтах встречается вариант перевода оригинального названия «Без дома». Первый Израильский цветной фильм, созданный предприимчивым иракским евреем Нури Хабибом. Действие начинается в Йемене в 1926 году. Молодая талантливая еврейка Наоми (Шошана Дамари) осиротевшая в детстве, зарабатывала на жизнь пением и танцами в одном из восточных ресторанчиков. Став свидетельницей очередной волны антисемитских погромов, она спасла маленького еврейского мальчика, родители которого были убиты арабами. Потрясённые вспышкой ненависти иудеи не знали как жить дальше, но, появившийся в это время сионистский посланец из Палестины Цадок (Шайке Офир) предложил им объединиться и  отправится на историческую родину. Преодолев недолгие колебания, все согласились и, после короткой подготовки, пешком, через пустыню, пустились в трудное путешествие. Пробираясь к Земле обетованной караван пережил много испытаний. Не хватало продовольствия, воды, пришлось отражать нападения кочевников. Однако история заканчивается благополучно. Отряд беженцев добрался до Палестины — евреи обрели Родину. 

В ряде деталей сюжет ленты вдохновлён личным опытом самого режиссёра. Как говорил в одном из интервью сам Хабиб: «Я не видел ни одного фильма о восточных евреях, о том, как они страдали, о том, как боролись за право выезда и бросали все, чтобы приехать в Израиль, о том какие трудности, были на их пути. Конечно, евреи Европы также пострадали, но почему никто не упомянул о трагедии восточных евреев. А ведь они в результате погромов теряли имущество и дома, многие погибали. Когда мне было 12 в Багдаде прошёл большой погром, во время которого убили много евреев. Их тела закопали в большом котловане, но никто не сделал фильм об этой трагедии».
Нури Хабиб приехал в Израиль из Ирака в начале 1950-х. Вместе с тремя братьями создал в Герцлии киностудию. Первоначально ему пришлось преодолевать недоверие властей и общественности к своим замыслам, но он всё-таки начал работу и уже его первый фильм привлёк к нему всеобщее внимание. Судя по фрагментам, в настоящее время «Без родины» вызывает чисто исторический интерес. Отмечается влияние на постановщика эстетики арабских и индийских фильмов с их статичностью, мелодраматизмом и обилием музыки. Но для своего времени использование цвета стало заметным шагом вперёд израильского кино. Лента показывалась во многих странах мира, включая США. Впрочем, несмотря на широкий показ, фильм не окупил вложенные в него 300.000 фунтов и режиссёр был вынужден перейти в малобюджетным постановкам. Постеров и кадров из фильма не обнаружено. (составлено после просмотра израильской телепередачи о фильме и по различным источникам)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.