Длительность 582 минуты (12 х 49)
Средний по качеству историко-приключенческий сериал, действие которого развёртывается в начале 20-го века. Мнимая достоверность событий подчёркивается введением в сюжеты целого ряда реальных лиц. Состоит из шести двухсерийных эпизодов. Их главный герой — будущий инженер-авиатор, ученик знаменитого учёного Николая Жуковского — Сергей Извеков. Интересующая нас тема появляется уже в первой серии «Невеста авиатора». После совершённого эсерами взрыва у оперного театра, которым была ранена его невеста молодая пианистка Елизавета, основной персонаж проникся ненавистью к бомбистам. В дуэте со старым московским сыщиком Прохором Кулебяко, центральный персонаж начал помогать российской тайной полиции выслеживать террористов всех мастей. Как и положено в постсоветском кино, жандармы — почти рыцари без страха и упрёка, в то время, как их противники — интеллектуальное и моральное отребье, для коего ни добрых слов, ни светлых красок не нашлось. Для нас сериал представляет интерес главным образом показом активности евреев в революционной деятельности левых партий. Так, уже в «Невесте авиатора» впервые на экране появляется один из основателей партии социалистов-революционеров, создатель её боевого центра, литвак Григорий Гершуни (1870 — 1908).
Правда, его соратник В. Чернов дал ему лестную характеристику «от революции он требовал того же, чего гуманные люди требуют от полководцев. Избегать ненужных жертв, щадить побежденных, уважать интересы и жизнь нейтральных». А один их его врагов С Зубатов назвал его «художником в деле террора». Но, ничего подобного в фильме мы не увидим. В нескольких эпизодах артист Вадим Волков создал образ бесчеловечного фанатика готового не колеблясь уничтожить и намеченные жертвы и случайных прохожих, равно как и свидетелей видевших преступников. Благодаря усилиям положительных героев, замыслы Гершуни потерпели провал и сам он бежал из города. Не спасло. В начале второй серии «Красная маска» зритель узнаёт о его аресте. Но…Но еврейская тема сызнова появляется уже в следующей, третьей серии «Художник Верещагин», причём делается это с таким восхитительным пренебрежением даже не к истории, а просто к здравому смыслу, что на этом нужно остановиться подробнее. Следите за рассказом. На экране 1904 год. Первые эпизоды части происходят при дворе Бухарского эмира. Азиатский властитель встречается там с… евреем и беглым большевиком (!?) Яковом Соломоновичем Штраухом (Сергей Агафонов). Почему именно беглец устремился из Сибири не на запад или на восток, а на юг в совершенно чуждый ему по языку и культуре регион, мы так и не узнаем. Однако эмир откровенно презиравший своих подданных «яхуди» ранее не только общался с представителем презираемой национальности, но и… дал ему взаймы огромную по тем временам сумму 5.000 рублей. Самое время воскликнуть след за К. Станиславским «не верю», однако оказывается такой необъяснимый сценарный ход всего лишь присказка. На экране мы видим как повелитель потребовал возврата долга, однако в ответ услышал лишь просьбы подождать. Тут бы самое время посадить наглеца на кол, но тогда бы не состоялся сюжет. А суть сей пьесы в том, что эмир предложил Штрауху «отработать» долг, отправив на тот свет… художника Верещагина (1842 — 1904). За это исполнителю вручили (помимо суммы долга) 10.000 полновесных царских «тугриков» и столько же пообещали дать после убийства. Предупреждая законные вопросы публики, даем справку: по фильму великий баталист, несколько раз бывший в Туркестане, якобы исполнял здесь секретные поручения российской разведки, почему и засел костью в горле у стоящих за среднеазиатскими феодалами англичан. С таким серьёзным заданием Яков и отправился в Петербург. Там у него были не только сообщники, но отец, добропорядочный питерский обыватель Соломон Штраух (Лев Елисеев), владелец парикмахерской.Фигура Соломона (см кадр выше) одна из самых исторически нелепых, но крайне важных для концепции сего творения. Прежде всего, совершенно непонятно за какие-такие заслуги местечковый, явно некрещёный, еврей, без образования и значительных доходов, получил право проживать аж в столице империи. Ведь по российским законам такие, как он не имели права высовывать свой семитский нос за черту оседлости. А по фильму старик не только имел в Питере свой бизнес, но и долгие годы стриг-брил видных полицейских чинов — вот и Кулебяко откуда-то знал его много лет. Нужность этого персонажа авторам станет ясна позднее, а пока возвращаемся к его сыну. Будучи неспособен на убийство сам и не найдя подельников, среди соратников, большевик Яков обратился за помощью в конкурирующую партию эсеров, у которых имелся достаточно большой опыт «мокрых дел». Здесь он повёл переговоры с преемником Гершуни и ещё одним своим соплеменником — Евно Азефом (1869 — 1918). Эта гнусная фигура, человек без чести и совести, агент охранки, выдававший царским прислужникам своих соратников, не в первый раз появляется на советско-российском экране. Артист Алексей Карелин, вполне понятно, изобразил его негодяем. Но вот в чём изюминка: оба типа — сапоги одной пары. Достаточно посмотреть как они обманывают друг друга и грызутся из-за крупных денег, причём, каждый стремится урвать себе как можно больше. В результате делят и присваивают почти все, а жалкая доля «навара» достаётся уголовникам — реальным исполнителям грязного дела. И уверенные краски ведут нас к выводу: вот он революционный лагерь, и жидов там навалом и все прочие подобны им. Естественно, главные положительные герои, истинно русские люди, спасают Верещагина, отбывающего в финале на Дальний Восток, в Порт-Артур, навстречу своей славной гибели в компании с адмиралом Макаровым… Но нам пора снова обратиться к Соломону.Складывается впечатление, что, выводя на экран пару столь отрицательных образов, да ещё с определённой «пятой графой», авторы фильма убоялись возможных обвинений в антисемитизме. Поэтому им и понадобился старик — выходец из местечка. Посмотрите, как бы говорят они нам, но ведь были и другие евреи. Вот Соломон — пример достойный подражания. Добропорядочный труженик и обыватель, полностью подчиняется существующей власти, не помышляет о терроре, революционеров на дух терпеть не может, сына пошедшего по кривой дорожке презирает. Потрясенный открывшимся ему замыслом Якова совершить убийство знаменитого художника, умирает от сердечного приступа. Но перед кончиной просил медсестричку передать Кулебяко и Извекову открытку с фотографией Верещагина; с неё-то они и начали распутывать дело… Материал для понимания особенностей использования еврейской темы в постсоветском кино.