Длительность 97 минут
Нами сделан более точный по смыслу вариант названия дословно переводимого «За холмом» или даже «За бугром». Нечастая ситуация при которой на экране полтора часа нет ни одного существенного события, но нечто неуловимо меняется в лицах персонажей, но особенно в душе главного героя, делая его взгляд более внимательным и добрым. И для этого не нужно, подобно менеджеру по персоналу (см одноимённый фильм в каталоге) путешествовать в забытую Б-гом румынскую деревушку. Достаточно выбраться на пару деньков из Тель-Авива в Хайфу и встретиться с близкими, коих не видел пять лет. Итак, Шауль (Ори Пфеффер), медбрат средних лет, уставший от монотонной и тяжёлой работы, «взбрыкнул» после ночного конфликта со строптивым пациентом больницы. Сел на поезд и отправился на север в родной для него город. Там его ожидал радушный приём отца Шимона (Мони Мошонов) — скромного охранника в большом торговом центре «Кастра» и полное дружелюбие мачехи Бетти (Микаэла Эшет), хозяйки расположенного там же магазина по продаже сувениров и поделок из разного рода минералов. Добавим к этому готовность к общению дочери Михаль (Бетани Горенберг) с матерью которой главный персонаж разошёлся достаточно давно. Что ещё он увидел?
Нежную любовь стариков, уют явно отсутствующего у него домашнего очага, неспешную гармоничную жизнь. И Шауль, кажется впервые непроизвольно задумался: ведь до вершины своей жизни он уже дошёл, отныне пойдёт спуск. И с чем он пойдёт вниз? С нелюбимой работой, отсутствием рядом друзей, семьи и, в перспективе, всё более углубляющемся одиночеством. Появлению подобных мыслей, похоже поспособствовал самый банальный несчастный случай — шел человек мимо торгового ряда морепродуктов, поскользнулся на рыбёшке, крепко приложился головой об асфальт «потерял сознание, очнулся — гипс». А ведь до этого бегал как конь за здоровьем, или убегал от собственных проблем. Ну прямо как Бузыкин из советского «Осеннего марафона». Впрочем, на этом сходство заканчивается; здесь другие эпоха и страна, оперативная израильская больница, где человека быстренько ставят на ноги и выпихивают домой — конвейер. Но, отныне хромающему Шаулю нужно всех догонять и это новое для него состояние помогает ему поменять взгляд на окружающее. А ещё сделать это способствуют близкие, в том числе, не родная по крови, Бетти. Эта обаятельная женщина изначально ориентирована на помощь окружающим. Работая с минералами, она пытается понять их позитивное воздействие на характер и здоровье людей. Сцена того, как Шимон, Бетти и Михаль обкладывают спящего Шауля различными камнями и кристаллами, в надежде на ускорение его выздоровления, одновременно и смешная и нежная, стала украшением кинокартины.В таких элементарных вещах кроется некий духовный секрет. Бывает в каком-либо фильме нам без устали талдычат о высоких материях, а нас это совершенно не «цепляет». А тут практически ни одного «серьёзного» разговора, всё предельно просто, но эмоциональный строй ленты склоняет нас к размышлению и обобщениям. В «За высотой» заключена тайна, открываемая (и то не всегда) только истинными творческими личностями, большими мастерами. К числу таких волшебников и относится Рафаэль Наджари способный не только рассказать историю, но и показать изменения внутреннего состояния выведенных им на экран персонажей. Это многократно отмечалось в израильской прессе. Подборка фрагментов из разноплановых отзывов рецензентов в переводах автора приведена ниже.
«Зрители выступающие за повествование без пробелов в логике, могут быть разочарованы, но другие будут счастливы, обнаружив в нём явные следы кинематографического модернизма. «За холмом», в конечном счете — аллегория экзистенциальной отчужденности, которая не приводит к роковой драме, а порождает мягкое чувство разочарования в повседневном существовании. Наджари создаёт такое состояние мягко, как бы случайно».
«Шауль провел два дня в Хайфе, в течение которых встретил дочь и пережил ряд приключений, грустных и смешных. Так сложились два эмоциональных полюса фильма: юмор и продиктованная воспоминаниями меланхолия. Оба эти полюса сочетаются совершенно органично». «За холмом» привлекает очень легкой, даже воздушной интонацией. Конечно, найдутся зрители, кто будет утверждать, что история слишком обыденна, незначительна и ничего особенного не происходит за полтора часа экранного времени. Что герои в конце остаются почти в том же месте, где были в начале. Но здесь то и заключается один из секретов Наджари: изменения заключены не во внешнем действии, а в душевном состоянии персонажей. Так же было и в более ранних фильмах режиссёра».
«Не все в фильме равноценно, некоторые из режиссёрских решений оказались ненужными, именно именно в силу своей прямолинейности. Однако в целом «За холмом» представляет в собой образец глубокого смысла скрытого за кажущейся простотой. При этом все киноактеры играют убедительно, но, специальных комплиментов заслуживает Микаэлa Эшет. Она настолько изящно исполняет роль Бетти, что через этот образ наиболее полно проявляется эмоциональное настроение фильма».
Картина оставила приятное впечатление.
Смотрел, не понравилось.
Прямо скажу, фильм меня не впечатлил.
Приятное кино. не гениально, но хорошо.
Не согласен с теми, кому фильм не понравился. По-моему доброе хорошее кино. Заставляет острее чувствовать и сопереживать.