Длительность 90 минут
Экранизация романа «Завещание» (1979), израильского прозаика Эли Визеля (1928 — 2016), переведённого на несколько языков. Главное действующее лицо — вымышленный русско-еврейский поэт Палтиэль Коссовер (1910-1952). Судя по откликам, лента довольно точно следует произведению. В начале главный персонаж, сидя в сталинских застенках и готовясь к неизбежному расстрелу, пишет воспоминания-завещание. Следуя за текстом книги, зритель видит погром в одном из русских городов царской России, после чего семья Коссоверов бежит в Румынию. Там проходят детство и юность Палтиэля, там он начал писать стихи, столкнулся с антисемитизмом и открыл для себя революционную борьбу. Поверивший в коммунистические идеи, начинающий литератор (Мишель Йонас) отправился в странствия, пообещав отцу остаться евреем и даже каждое утро надевать тфилин. Стоит ли говорить, что его слова так и остались намерением, так как многие последующие годы он был тесно связан с левыми организациями. Путь молодого человека лежал через Германию, Францию, Испанию и Палестину в Советскую Россию.
Палтиэль искренне стремился в СССР, ибо по его мнению это единственная страна, где евреи стали равными и могли чувствовать себя как дома. Он доказывал верность своей социалистической родине службой в Красной Армии, участием в войне, стихами. До определённого момента казалось всё идёт хорошо: была известность, стабильная работа, брак по любви, сын — Гриша. Но на рубеже 1950-х Палтиэль, как «безродный космополит» попал под каток репрессий. Его вместе с женой арестовали и обвинили в предательстве. В ожидании казни он осознал своё роковое заблуждение, так как даже в системе исповедующей «пролетарский интернационализм» еврей оставался изгоем. Основная сюжетная линия сочетается с эпизодами посвящёнными Григорию Коссоверу (Винсент Давид). Он, подобно отцу, стал поэтом, Одно из его стихотворений «Я видел отца моего во сне» говорит о сыновней любви. Однако, все попытки навести справки о судьбе родителей закончились неудачей и сам текст воспоминаний Палтиэля, находящийся в архивах КГБ остался ему неизвестным. По мнению интернет-источников, образы Коссоверов должны проиллюстрировать трагизм положения советских евреев, утративших возможность открыто принадлежать своему народу. Одновременно показано как даже относительная либерализация в годы хрущёвской оттепели была задавлена репрессиями второй половины 1960-х годов. К сожалению, судить о художественных достоинствах экранизации автор не может, ибо никаких видеоматериалов из фильма обнаружить не удалось. (аннотация составлена по различным источникам)