Длительность 87 минут
Симпатичный, хотя и неглубокий фильм Сергея Микаэляна, отражающий большой интерес тогдашней общественности к шахматам. Гроссмейстер Сергей Хлебников (Андрей Мягков), достойный представитель советской школы не может решить для себя проблему чему отдать предпочтение в каждой партии — игре на результат или свободному поиску красивых, неожиданных и смелых комбинаций. Первый вариант требует от него повышения мастерства, выработке умения последовательно создавать и наращивать преимущество ведущее к победе. Второй путь — удел творца, который приносит игроку внутреннее удовлетворение, но не освобождает от ошибок и проигрышей. Дать окончательный ответ на сложнейший вопрос ему приходится в партии со шведским гроссмейстером на турнире претендентов. Подобную же дилемму приходится решать и тренеру спортсмена — Виктору. В этой роли снялся один из лучших игроков своего поколения, выходец из польско-еврейской семьи Виктор Кочной (1931 — 2016), сыгравший фактически самого себя (камео). Для дилетанта, не имевшего опыта съёмок, шахматист очень органичен, и в дуэте с известным актёром выглядит равным.
Для придания правдоподобию сценам происходящим на турнирах, на эпизодические роли приглашены выдающиеся гроссмейстеры, среди которых хорошо заметны наши соплеменники. Это: экс-чемпион мира Михаил Таль (1936 — 1992), а также неоднократные победители многих соревнований Марк Тайманов и Юрий Авербах. Вот только три представителя из солидной группы в нескольких десятков советских евреев, добившихся убедительной самореализации в рамках древней и удивительной игры. Среди наиболее талантливых, кроме названных выше: Исаак Болеславский, Чемпион мира Михаил Ботвинник, претендент на титул чемпиона Давид Бронштейн, Григорий Левенфиш, Сало Флор, Ефим Геллер, Чемпион мира Борис Спасский, Лев Полугаевский, Леонид Штейн, Гарри Каспаров. Кремлёвский режим с его хроническим антисемитизмом мирился с таким непропорционально большим представительством в шахматах подозрительного и слишком активного малого этноса, ибо ситуацию можно было использовать для восхваления «преимуществ социалистического строя».
Что же касается «Гроссмейстера», то, по мнению рецензентов того времени «прекрасная проработка деталей сделала фильм событием шахматной жизни СССР». Но у фильма оказалась незавидная судьба, ибо, когда в 1976 году Корчной не то по личным, не то по идейным соображениям эмигрировал из СССР, ленту запретили к показу. Вновь она вышла на экраны только в конце 1980-х годов, когда уже во многом утратила актуальность.