Потрясённые (Израиль, 2016) Сценарий и режиссура Э. Мизрахи, С. Шавит

Длительность 110 минут
%d0%bf%d0%be%d1%82%d1%80%d1%8f%d1%81%d1%91%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b51Камерная антивоенная драма о негативном воздействии войны на психику рядовых солдат. В прологе сцена Шестидневной войны, когда офицер ЦаХаЛа Менаше (Амос Тамам) повёл в бой группу солдат Во время столкновения с арабами погиб его лучший друг Эяль. Основное действие происходит в 1973 году. Главный персонаж давно уже дома, работает водителем, но после гибели однополчан стал совершенно другим человеком. Он не может общаться даже с близкими, замкнут, неразговорчив, а ночами идёт к своему грузовику и нажимает на сигнал, который часами вопит без остановки. От его состояния страдают жена Дафна (Авда Бола) и десятилетний сын Шломи (Рой Финк), который в меру своего детского разума пытается понять, что случилось с его отцом. В то время пост-военная психологическая травма ещё не признавалось нервным расстройством, но Дафна обратилась за помощью к военным, надеясь с их помощью хоть как-то сохранить остатки здравого смысла мужа. В финальных эпизодах началась война Судного дня и зов битвы дошёл до помутневшего сознания главного героя. Менаше снова одел военную форму и отправился на поле битвы от разрушившейся семьи. Для него не осталось иного способа существования. Тем самым потрясёнными оказались все трое главных персонажей.


На данный момент автор лишён возможности дать развёрнутый отзыв на художественные достоинства фильма. По различные рода источникам лента далека от совершенства, её отличают рыхлость сценария и недостаток динамики, особенно заметный во второй половине. Тем не менее, кинокартина отмечена дипломами нескольких фестивалей и вызвала подробные отзывы. Так, рецензент газеты «Ха-арец» Ури Клейн 16.01.2018 опубликовал о «Потрясённых» статью, фрагменты из которой помещены ниже:
«В конце 1980-х годов были выпущены два израильских фильма, впервые коснувшиеся проблемы военного посттравматического стресса, известного как шок. Это лента Йоэла Шарона «Под тенью битвы» и «Шрапис» Йосси Соммера. Оба фильма были важны для поднятия темы в обществе, поклоняющемся всему героическому, но оба были малоинтересны в плане кинематографической работы и не оставили реального следа в истории израильского кино. Лишь теперь около 30 лет спустя вышли на экран два других фильма, тесно связанные друг с другом. Это фильм Нони Геффена «Сломанные и танцующие», про солдата, вернувшегося из боя в Газе и «Потрясённые» («Шок») – дебют Эреза Мизрахи и Сахара Шавита. Последняя работа предлагает кинокритику решить проблему: что важнее, идеологическая сущность фильма или его художественная ценность. Решение этой дилеммы делает интересным просмотр ленты, несмотря на её очевидные недостатки. (…) В фильмах о, нашей самой «славной» победе в Шестидневной войне, обычно подчеркивалось её националистическое и героическое измерение, несмотря на то, что она привела Израиль к продолжающейся травме оккупации. Мизрахи и Шавит не только игнорируют «достижения» этой войны, но предпочитают представлять ее как поражение и даже военную неудачу.%d0%bf%d0%be%d1%82%d1%80%d1%8f%d1%81%d1%91%d0%bd%d0%bd%d1%8be2Хотя Менаше является центральным персонажем фильма, по-настоящему — главной героиней стала его жена Дафна. Её характер обрисован с большой полнотой и показанные переживания, вызывают большее сочувствие. (…) Тамам часто появляется на экране, но из-за несовершенного сценария и неудачной режиссуры он почти всё время изображает молчаливого и курящего человека. (…) Перед нами не тривиальный фильм. Его идеологическая сущность связана с переходом от травмы Шестидневной войны к травме войны Судного дня. В конце фильма, когда разразилась гроза Йом-Киппура, Менаше, несмотря на просьбы жены, надевает свою форму и отправляется в бой. Он идет на войну, которая станет центральной травмой в истории еврейского государства. (составлено после просмотра трейлера и по различным источникам)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.