1 сезон – 600 минут (12 х 50); 2 сезон – 400 минут (8 х 50)
Действие обоих сезонов детективного сериала развёртывается на Украине в начале Великой Отечественной войны. События первой части происходят в Киеве (июль – сентябрь 1941-го); второй в Харькове (октябрь – ноябрь того же года). В те кризисные дни работники НКВД и прокуратуры боролись против немецкой агентуры, действующей в прифронтовых городах. Следы от вражеских групп вели непосредственно в Москву, где в центральном аппарате засел «крот», засланный туда Берлином. Действия гитлеровских агентов облегчались грызнёй между советскими спецслужбами и неразберихой в ходе военных успехов вермахта. Главные персонажи – опытный следователь, пострадавший от репрессий 1937-го года Иван Рокотов (Евгений Воловенко) и его помощница — молодой военный юрист Светлана Елагина (Екатерина Климова). Сохраняя основной сюжетный стержень – взаимоотношения пары главных героев и противостояние их начальников – создатели сериала вводят в каждые две серии новое дело. Они не миновали и еврейскую тему, но мы оставим в стороне персонажи сотрудников ГБ с характерными фамилиями Фишман, Соловейчик, ибо место их службы нивелировало любое своеобразие.
Обратимся к более колоритным образам из среды гражданского населения. В первой части сериала Рокотова поселили в комнате коммунальной квартиры, где следователь пользовался несомненным уважением соседей. Среди них оказалась супружеская чета: старший экономист Соломон Яковлевич (исполнитель в титрах не указан) и его жена Бэлла (Софья Письман) – пара персонажей с отчётливыми национальными чертами. Он – истовый советский чиновник, привыкший считать до копейки не только государственные, но и семейные деньги. («Гармония – это учёт и отчётность. И Великий счетовод, наверху это учитывает и грехи детей заносит на счета родителей»). Она – домохозяйка и мастерица на все руки. Киев в тот момент уже полнился слухами о скорой сдаче столицы Украины, однако местные власти пресекали «панику», запрещая не только разговоры об эвакуации, но и «спекуляцию» — попытки горожан делать запасы продовольствия. В обстановке нарастающей тревоги на коммунальной кухне произошёл в третьей серии многозначительный обмен мнениями
Бэлла: «Товарищ Рокотов, ходят слухи о какой-то эвакуации. Вы слыхали?»
Рокотов: (осторожно) «Вроде как принято решение об эвакуации»
Бэлла: (с тревогой) «Евреев?»
Соломон: «Если даже на время (подчёркивает) на время Киев сдадут, то нам не привыкать. Кого только здесь не было в Гражданскую войну»
Маша (соседка): «Иван Григрьевич, а вы-то что нам посоветуете?»
Рокотов: (после паузы) «Как сотрудник прокуратуры советую не разводить панику. Но, если вдруг решитесь, постараюсь помочь с выездом«.
Так одной фразой следователь показал дисциплину офицера, не позволяющую оспаривать решения старшего по званию начальства, и, одновременно, выразил человеческое отношение к гражданским жителям и к евреям. К сожалению эта линия дальнейшего развития не получила
Более колоритным персонажем сериала оказался сотрудник госбанка Михаил (Моисей) Маркович Либман (Анатолий Зиновенко), проходивший в 6 серии первой части свидетелем по делу о хищении машины с золотом. Насмерть перепуганный чиновник попал на допрос к Рокотову с убеждением, что в НКВД его немедля расстреляют. Но добросовестный следователь быстро убедился в полной невиновности мелкого служащего и распорядился отпустить несчастного. Они встретились снова уже в продолжении сериала, в Харькове, куда Либман выбрался после сдачи Киева; в промышленной столице Украины жила его мать – Эстер Соломоновна (Людмила Гнилова). О канцелярской работе мечтать не приходилось и, чтобы как-то обеспечить себя и самого близкого человека пропитанием, Мойше занялся мелкой торговлей на стихийном рынке. Рокотов почти в каждой серии обращался к нему за информацией о трущихся там подозрительных личностях. Его бывший клиент, помня о гуманном к себе отношении и не афишируя своей близости к следователю никогда не отказывал в помощи. Человечески сочувствуя еврею, Рокотов и Елагина организовали Либману выезд в глубокий тыл с группой воспитанников детского дома. Но для этого Моисею нужно было расстаться с Эстер Соломоновной, отказавшейся куда-либо двигаться. После драматической сцены, где мать уговаривала любимое чадо уехать, сын всё же остался с ней. Трагический и предсказуемый финал их жизни показан в эпилоге действия. К сожалению, кадров с изображениями этих персонажей в интернете нет.
Сериал сделан уверенной рукой. Странно, что в самостийной появился фильм о героической борьбе НКВД и прокуратуры с пособниками оккупантов. Ведь по нынешней терминологии Правого сектора гитлеровцы были освободителями Украины от большевизма! Но в интернете появляются сообщения о съёмках ещё одного продолжения и, вполне вероятно, националисты ещё предъявят свой счёт создателям этой истории.