Изабелла (сериал Испания, 2011 — 2015) Разные режиссёры

Длительность 2-го сезона – 900 минут
%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d0%b1%d0%b5%d0%bb%d0%bb%d0%b01В оригинале «Исабель». Байопик посвящённый жизни и деятельности почитаемой на Пиренеях королевы Изабеллы Кастильской (1450 — 1504), сделанный в соответствии с многочисленными историческими свидетельствами. В истории региона её династический брак с Фердинандом Арагонским положил начало ликвидации феодальной раздробленности и созданию единого христианского государства — Испании. (Эта мера была крайне важна в условиях Реконкисты — отвоевания полуострова у арабов). Прославилась как верная помощница супруга, способный администратор и убеждённая католичка. Ради укрепления монархии не стеснялась применять самые жестокие меры, вплоть до групповых казней недовольных феодалов. Сериал снят в трёх сезонах и показывает хитросплетения политики испанской монархии в самых различных областях. Нами, как обычно, выделены подробно показанные ленты во втором сезоне (эпизоды 14 — 26) проблемы большой еврейской общины полуострова. Интересующая нас тема проявилась уже в сюжетах 15 – 16 серии, где чета правителей вступила в борьбу с сепаратистами, окопавшимися в крупном кастильском городе Бургос. Противник оказался упорным, длительный конфликт с ним истощил королевскую казну. В поисках необходимых средств королевская чета презрела существующие предрассудки и, через крещённого еврея Кабреро, обратилась  за помощью к его соплеменникам. 
Те одолжили правителям огромную по тому времени сумму, позволившую одолеть мятежных феодалов. После победы евреи Бургоса обратились к Изабелле (Мишель Хеннер) с мольбой о защите против притеснений и погромов со стороны местных властей. (Подобные случаи, как будет видно, происходили и в других регионах). Королева взяла иноверцев под покровительство, но при этом запретила им носить ценные украшения, роскошные одеяния, а также обязала каждого еврея носить опознавательный красный ромб, выделив их, таким образом из общей массы населения. Многих иудеев подобная дискриминация оскорбила и наложила печать подозрительности на их дальнейшие отношения с центральной властью.
В ленте наглядно показаны различные аспекты  интересующей нас темы; один из них – положение выкрестов. В условиях тяжёлой борьбы с внутренними и внешними врагами королевская чета не гнушалась любой помощью, оценивая людей не по национальному происхождению, а по их принадлежности к католицизму и личной верности. В такой ситуации сделал хорошую карьеру, крещённый еврей Андрес Кабреро (Хорхе Диас). Он вписался в христианскую жизнь, и, хотя частенько слышал от «чистокровных» феодалов издевательства в свой адрес, это его не беспокоило. Ведь он женился на испанке из знатного рода, фрейлине Изабеллы, воспитательницы принцессы и тем породнился с представителями знати. Являлся доверенным лицом в отношениях царственной четы с соплеменниками – именно через него был оформлен отмеченный выше заём, помогший подчинить феодалов Бургоса. Одновременно умудрялся сохранить приемлемые отношения с иудейской общиной, относящейся к нему с осуждением, как к отступнику. Учил соплеменников вести себя с католическими владыками по нехитрому рецепту: приспосабливайтесь и будет вам, если не счастье, то уж точно — покой.
Однако, его погубила алчность выраженная в принципе «Королева преследует свои цели, а мы должны преследовать свои». Злоупотребив данными ему широкими полномочиями, Кабреро не просто посадил своего зятя правителем Сеговии (17 серия), но вступил с ним в преступный сговор. Парочка «бизнесменов» взвинтила налоги на помол зерна, оставляя значительную часть собранных денег в своих карманах. Вызванное тем самым обнищание населения, привело к усилению недовольства политикой центрального правительства и, как следствие, к бунту. Недовольные горожане разбили отряд королевских войск; при мятеже чуть не погибла находящаяся в городе принцесса Изабелла. Разъярённая мать-королева примчалась в город и, успокоив основную массу бедноты, казнила, зачинщиков беспорядков. Однако, она сочла махинации Кабреро предательством. Карьере выкреста пришёл конец и, если бы не заступничество жены-испанки Беатрис – быть бы ему на плахе. А так он отделался только долговременной ссылкой… Впрочем, по фильму, королева и далее мирволила крещённым иудеям. Среди её фрейлин оказалась дочь выкреста Сусана Сусон (Макарена Санс), часто появляющаяся на экране в нескольких последующих эпизодах. Показанное доброжелательство противоречило откровенной враждебности к евреям со стороны радикально настроенных католических прелатов. Их позиция выражена в слоганах архиепископа Севильи: «Выкресты только выглядят как христиане, их цель заразить нашу религию изнутри и покончить с ней», «Не может быть мира, пока (еврейская) ересь не осуждена». Хотя и в среде духовенства, как утверждает фильм, можно было встретить сторонников терпимого отношения к «новообращённым».
В сложный период становления сильной централизованной власти Изабелла не боялась поручать евреям ответственные посты в государстве. Те, со своей стороны, хоть и с опаской, но шли на сотрудничество, надеясь не только утвердить своё личное положение, но и защитить соплеменников. В числе выдвиженцев престола оказался богатый купец Авраам-старший (Чема де Мигель), обеспечивший предоставление уже известного нам займа в войне против Бургоса. Королева не забыла этой услуги и предложила ему, как одному из верных подданных, внешне почётная, но чреватая конфликтами должность верховного сборщика налогов. Здесь очевидный «прокол» создателей сценария, возможно усиленный любительским переводом. Этого персонажа неоднократно называют раввином, а иудейский священник никак не мог согласиться на подобную миссию по религиозным мотивам. По фильму же после уговоров Изабеллы Авраам в 17 серии согласился принять столь сомнительную честь, поклявшись добывать в казну все налоги до последнего мараведи (мелкая монета в средневековой Испании). Кристальная честность еврея, опирающегося в своих действиях не на христианские правила, а на справедливые требования закона Моисеева мгновенно встали поперёк горла у алчных феодалов. Его действия стали поводом для противников центральной власти разжигать юдофобию и распространять слухи, что евреи с позволения королевы обирают народ. К примеру, по прибытии в Сеговию Авраам был избит толпой горожан. «Мэр» фактически взял преступников под защиту; заявив, «никто не любит платить налоги, особенно если их собирает еврей». Несмотря на этот прискорбный инцидент чиновник со столь непопулярной национальностью сохранял свой пост ещё несколько последующих лет.
Очень любопытен сюжет, связанный с деятельностью севильского еврея, врача Лоренцо Бадоса (Альфонсо Лара). Как некрещённому иудею, ему было запрещено обучаться в христианских университетах, и он получил образование у своего отца. Это не помешало ему стать известным гинекологом, успешно боровшийся с бесплодием женщин. Для Изабеллы такая помощь оказалась крайне необходима, ибо она на протяжении ряда лет не могла родить наследника престола. Популярные в Средневековье молитвы, посещения монастырей, как и рекомендации лекарей христиан не помогали. В качестве последнего средства решили привлечь иноверца. Он с отвагой взялся за дело, сказав при этом: «До сих пор я не видел разницы между внутренностями еврея и нееврея» Наглядно показано с каким подозрением со стороны католиков столкнулся Лоренцо в процессе лечения. Чуть ли не каждый его шаг контролировался священниками и религиозными фрейлинами. Но, даже в таких условиях врач оказал высокородной пациентке не только медицинскую, но и психологическую помощь. В частности, Бадос открыл глаза королеве на важность наслаждения в физической стороне любви, необходимого для зачатия здорового младенца. А именно этот аспект эротики всегда отвергался католическими прелатами, признававшими секс только как средство для размножения. В конце-концов Изабелла поверила иудею, тем более что, следуя его советам вскоре забеременела. Повелительница распорядилась: Бадосу постоянно находиться при ней и принять роды долгожданного наследника (начало 19 серии). После столь счастливого события еврей занимал пост личного врача королевы многие годы и неоднократно был её акушером. Вот только даже привилегированное положение не освобождало медика от обязанности носить красный лоскут – знак принадлежности к своему народу.
Самыми существенными для нас фрагментами являются эпизоды, связанные с подготовкой и проведением повсеместного изгнания евреев из Испании (начиная с 20-й серии). Предыстория этого бедствия началась на рубеже 1480-х по мере усиления позиций католицизма. Участились нападения даже на крестившихся иудеев, в частности был убит младший брат фрейлины Сусаны Сассон – малолетний Самуэль. Преступники оставили на стене покоев красноречивую надпись «марраны», чтобы никто не сомневался в мотивах их злодеяния. Над телом мальчика его пришедший в отчаяние отец с вызовом читал иудейскую заупокойную молитву. Примерно в это же время Верховным инквизитором страны королева назначила фанатичного доминиканца Томаса Торквемаду (Эрнесто Ариас). Поставив ему задачу бороться с ересью она сказала: «Ваша задача заставить их (еретиков) раскаяться, а не казнить их. Возможно в других королевствах безопасность обеспечивает костёр, но в Кастилии таких приговоров не должно быть«. Однако у ретивого монаха, чувствующего поддержку Папы, были на этот счёт свои планы. Он быстро активизировал деятельность трибунала для суда над иноверцами и над новообращёнными. Еретикам дали на раскаяние месяц, те, кто и далее продолжит упорствовать в своих «заблуждениях» должны были быть судимы, наказаны, а их имущество переходило преследователям. Вскоре начались аресты, пытки и расправы, вплоть до сожжения осуждённых. Подогретые религиозной пропагандой простые испанцы забрасывали камнями отступников. Как истая католичка, Изабелла пошла на поводу у слуг Христовых. Достаточным поводом для начала преследования мог стать даже анонимный донос, а высокое положение новообращённых не служило защитой от преследования. Так, среди взошедших на костёр оказались фрейлина королевы Сусана Сасон, вместе со своим отцом.
В связи с обострением отношений с мусульманами и подготовкой последней крупной арабо-испанской войны еврейская проблема во второй половине 1480-х отошла для государства на второй план. Однако, и в годы наступления католических сил на исламские города юга, иудеи католического севера пристально следили за участью своих соплеменников оказавшихся между двух огней. Так, в 1487 году, во время осады Малаги (24 серия) под угрозой истребления оказалась вся местная еврейская община. Иудеи города, несколько столетий жившие в царстве ислама не знали испанского, общаясь исключительно на иврите и арабском. Появившиеся на экране после значительного перерыва Авраам-старший и Андрес Кабрера, молили у испанского короля защитить жизнь и имущество соплеменников Малаги. Такое обещание им было даровано при условии, что никто из иудеев не будет поддерживать эмира Гранады. Однако после штурма победители договорённости не выполнили. Как и оставшихся в живых мусульман, 450 жителей еврейского квартала решили продать в рабство. Тем из них, кто смог заплатить за свое спасение оказали особую «честь» – их отправили гребцами на галеры. Остальные в полной мере испытали на себе произвол грубой солдатни. Вдобавок, вошедшая в город инквизиция отнеслась к ним, как к неверным и грозила отправить на костёр. Чтобы спасти соплеменников от гибели евреям христианской части Испании предложили собрать для их спасения немыслимую сумму — 20.000 золотых дублонов.
Последнее открытое наступление на евреев инквизиция начала в 1491 году с клеветнического возведения на них кровавого навета. По доносу соседей католиков простого сапожника-иудея Иосифа обвинили в ритуальном убийстве христианского младенца. Распространяемая церковью клевета стала поводом для погромов. Однако пытки по-началу не сломили дух еврея, и Торквемада пригласил к себе Авраама-старшего предложив ему чисто иезуитский ход — уговорить (!!!) бедняка признать свою мнимую вину. Раввин отказался участвовать в оговоре невиновного, но инквизитор поставил его перед выбором: либо произойдёт казнь одного человека, либо начнутся массовые репрессии против всех иудейских общин полуострова. Дрогнувший раввин обратился к сапожнику с просьбой купить своей гибелью спасение многих соплеменников. Тот отказался, но палачи трибунала знали своё дело. Под страшными истязаниями Иосиф не только признался в ритуальном убийстве, но и назвал соучастниками ещё семь невинных соплеменников. Всех 8 человек отправили на костёр. Торквемада при этом лживо заявил, что отныне репрессии против евреев якобы закончены. Однако результат процесса его более чем устроил — отныне католические священники получили в свои руки судебный прецедент, дававший им возможность обвинять иудаизм и его последователей во враждебности христианству и бесчеловечности.
Заключительный акт трагедии наших соплеменников на Пиренеях воспоследовал вскоре после взятия католиками Гранады 2 января 1492 года. (26 серия). Массы мусульман начали покидать юг полуострова, чем решили воспользоваться иудеи. Они устремились в захваченную область и стали по дешёвке скупать у беженцев их имущество. Лидеры евреев — Авраам-старший, его племянник Моше, их сторонники рассчитывали быстро восстановить экономику покорённой области, и показать, тем самым, свою верность короне. Однако Торквемаду такой поворот событий не устраивал: он сам хотел получить для инквизиции богатства и арабов и иудеев. Поэтому монах предложил выслать вслед на мусульманами из страны всех иноверцев. По фильму Изабелла якобы выступила в защиту евреев, игравших важную роль в экономике страны, однако её супруг поддержал инквизицию. Монарх напомнил, что Англия, Франция уже изгнали иудеев и процветают, чем же Испания хуже? Кроме того, по его доводам изгнание евреев видите-ли прекращало выступления против этого чуждого национального меньшинства и, тем самым, укрепляло гражданский мир на Пиренеях. В результате 31 марта всё того же 1492 года по стране прозвучал высочайший эдикт: «После долгих размышлений мы постановляем выслать всех евреев из наших королевств, без права возвращения. Если они не сделают это, они будут подвергнуты устрашающей казни, без суда, следствия и приговора«. На исполнение указа отводилось три месяца. Изгнанникам запрещалось брать с собой золото и серебро, их имущество переходило короне и церкви, то есть сотни тысяч честных тружеников попросту ограбили. Можно было спастись от высылки только переходом в христианство, что и сделал Авраам-старший. Но большинство отказалось отречься от веры предков. Среди непокорных оказался многолетний и успешный врач королевы Лоренцо Бадос. Колонны обесчещенных двинулись к портам навстречу неизвестности, распевая молитву Шма Исраэль. Кто-то из испанцев жалел отверженных, но большинство сопровождало их издевательскими выкриками…
Сериал сделан на добротном среднем уровне. Образ Изабеллы Кастильской в фильме идеализирован, однако лента, в целом, содержит очень большой познавательный материал по истории Испании 15 века. При этом на широком политическом фоне в фильме показана трагедия одной из крупнейших иудейских общин эпохи Средневековья. К сожалению в интернете не обнаружены фотографии персонажей-евреев, но сам сериал можно посмотреть в непрофессиональной озвучке группы энтузиастов. Спасибо им за огромный труд – других вариантов с русским переводом попросту нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.