Длительность 104 минуты (52 + 52)
Известен и как «Смертельный конфликт«. Добросовестная реконструкция событий за 100 лет существования еврейского государства, сделанная на стыке документально — просветительского и художественного кино. Игровые эпизоды в виде живых картин и мультипликационных вставок являются фоном для комментариев известных специалистов из различных западных стран. Обе части объединяет личность иудейского политического деятеля, историка и предателя своего народа Иосифа Флавия (Джастин Свитсер и Вилл Бергман). Это неудивительно, ибо драматические события того времени лучше всего нам известны по его трудам «Иудейская война» и «Иудейские древности». Первая часть носит название «Расцвет Иудеи«. Она посвящена противоречивой фигуре царя Ирода Великого (37 – 4 г д н э), оказавшего сильнейшее влияние на свою страну. Сменив на престоле представителей династии Маккавеев, он не был евреем и именно поэтому постоянно сталкивался с сильной религиозной оппозицией. Однако, имея большие дипломатические способности этот правитель (Ричард Лунд) успешно маневрировал между наиболее влиятельными политиками Рима – Марком Антонием (Мигуэль Хименес) и Октавианом Августом (Даниэль Чини). Красноречие и умение играть на противоречиях враждующих сторон помогли Ироду сохранить власть до конца своих дней.
Вместе с тем фильм показывает, что, будучи чужаком, правитель «цветущей» Иудеи постоянно боялся за свой трон. Поэтому с одной стороны он возводил в стране прекрасные архитектурные ансамбли (Масада, Цезарея, Иродион, Второй Иерусалимский Храм), в с другой беспощадно уничтожал всех, кого подозревал в заговорах против своей персоны
Вторая часть «Падение Иудеи» полностью посвящена причинам и ходу знаменитого восстания 66 – 70 г н э. В ней даётся характеристика колониального правления Римской империи в Иудее после установления режима правления наместников-прокураторов. Как показано чиновники выполняли только одну цель — стремились выкачать из региона побольше денег, как для и имперской казны, так и для себя лично. При этом они откровенно презирали культуру и религию покорённой провинции. В результате в стране сложилось несколько политических течений из которых только одно – саддукеи – поддерживало римлян. Все остальные: фарисеи, ессеи стремились к ликвидации власти оккупантов, хотя готовы были делать это различными путями. Отдельные группы радикально настроенных иудеев (зелоты, сиккарии) готовы были взяться за оружие в любой момент. Как известно, поводом для общенародного восстания явилось изъятие прокуратором в 66-м году 17 талантов серебра из религиозной святыни — казны Иерусалимского Храма. Для подавления грандиозного выступления пришлось перебросить на Ближний Восток отборные части, однако разгром народной войны затянулся. Этому способствовали убийство императора Нерона и развернувшаяся вслед за этим трёхлетняя борьба за власть в Риме. Лишь приход к власти Веспасиана (69 год) позволили его сыну Титу довести до конца подавление восстания. Оно сопровождалось взятием Иерусалима, разрушением Второго Храма, массовой резнёй безоружного населения и ликвидацией последних очагов сопротивления, включая штурм крепости Масада. Разгрому повстанцев поспособствовали противоречия среди отдельных прослоек иудеев.На фоне этой кровавой картины прослеживается судьба выходца из знатной иерусалимской семьи — Иосифа бен Матитьягу (37 – 100 годы). В истории он известен как один из руководителей восстания, купивший себе жизнь путём отступничества и низкопоклонства перед Веспасианом (Джереми Роуз). Римский полководец подарил ему жизнь за предсказание, по которому, тот – солдат из среднего сословия — должен стать императором. А Тит (Райан Чисман) пытался использовать его как переговорщика с мятежными иерусалимцами. После осуществления своего пророчества Матитьягу, ставший Иосифом Флавием благополучно прожил в Риме и мирно завершил долгую жизнь написанием литературных трудов (см кадр выше). В них ренегат, искупая свою вину перед соплеменниками, рисовал правдивую картину истории иудеев и, одновременно, возвышал новую династию Флавиев. Личность этого бывшего фарисея в художественном кино также выведена в содержательном двухсерийном фильме «Хранительницы голубей (см каталог). Комментаторы «Рокового конфликта» склонны оправдывать его, как человека оставившего потомкам ценнейшие труды по истории своего народа