Работа (Палестина, 1935) Сценарист, режиссёр и оператор Х. Лерски

Длительность 50 минут
net-posteraДругой перевод названия – «Труд». По источникам это первая лента, полностью созданная в новом ишуве Палестины, а также первый из пяти пропагандистских фильмов, снятых режиссёром для Еврейского национального фонда. Его финансировали частные инвесторы, поэтому съёмки затянулись почти на три года (с 1932). Идейной основой сценария стал принцип сионизма о возрождении переселенцами заброшенных многие века земель исторической Родины, а главной темой – поиски воды в засушливой местности. На экране средствами документального кино показан героический труд олим-хадашим из различных стран. Подчеркнуть пафос их деятельности помог передовой по тому времени монтаж, разработанный советскими кинематографистами (среди учителей – С. Эйзенштейн и В. Пудовкин). Весь фильм снимался портативной камерой, позволявшей автору следовать за показанными в кадре тружениками и лучше передавать их эмоциональное состояние.

Как отметил один из рецензентов «Лерски исследовал визуальную сторону тяжёлой физической работы, разбивая на элементы процесс труда, подчёркивая его динамику ритмичным монтажом и доходчивой символикой. Так, действие начинается с показа усталых ног, идущих по бесконечной грунтовой дороге. Однако, в конце пути камера медленно поднимается от ног пионера из числа халуцим к его лицу. И зритель видит показанную крупным планом улыбку человека, удовлетворённого результатом своей созидательной деятельности. Такие приёмы пропаганды были направлены на создание позитивного образа земли обетованной, необходимого для привлечения евреев галута в Израиль». Следует отметить, что, для воплощения своего замысла Хельмару Лерскому оказалось недостаточно средств документального кино. Используя непрофессиональных исполнителей, он поставил несколько игровых сцен, максимально приближая их эстетику к хронике. Тем не менее, именно поэтому киноведы рассматривают «Работу» как первый пусть и робкий шаг к созданию в Палестине художественных фильмов. Музыку к ленте написал композитор-модернист Поль Десау, сотрудничавший одно время с Бертольдом Брехтом. Его работа считается важной вехой в области развития музыкальной композиции для кино в Израиле.
Биографическая справка. Хелмер Лерски (1871 — 1956) прожил долгую, полную переездов жизнь. Он появился на свет в Страсбурге, в семье евреев, перебравшихся туда из Польши. В детстве родители увезли его в Швейцарию, где%d1%80%d0%b0%d0%b1%d0%be%d1%82%d0%b02 он вырос, получил образование и гражданство этой страны. В 1893 году эмигрировал в Соединенные Штаты. Там он освоил технику фото и киносъёмки и эти знания пригодились ему, когда он вернулся в Германию. После первой Мировой войны стал одним из ведущих операторов знаменитой в то время студии УФА. В 1931 году впервые приехал в Палестину, где к тому времени уже возник спрос на людей его профессии. После прихода к власти в Германии Гитлера решил поселиться в Тель-Авиве, где и прожил до 1948 года. Пока это было возможно помогал своим немецким соплеменникам (см в каталоге «Еврейская мелодия»). Снял фильмы «Авода» (1935), «Дети солнца» (1939), «Адама» (1947), «Проклятие благословений» (1951). Справедливо считается крупнейшей фигурой раннего этапа израильской кинематографии. Последние годы жизни провёл в Швейцарии. (составлено по разным источникам)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.