Длительность 101 минута
Экранизация романа итальянца Джорджо Бассани (1916 — 2000), использовавшего в произведении автобиографические мотивы. Попытка соединить гомосексуальную и еврейскую темы. 1938 год. Италия под властью Муссолини. Стареющий доктор в красивых очках Фадигати (Филипп Нуаре) пользовался в Ферраре славой хорошего специалиста и культурного, интеллигентного человека. Однако за респектабельной внешностью таился скрытый гей, многие годы таивший нетрадиционную ориентацию. Но этот секрет вырвался наружу, когда он познакомился с молодым атлетически сложенным боксёром Эральдо. Воспитанный в нищете матерью-одиночкой спортсмен мечтал только об успешной карьере и больших деньгах. Фадигати проявил к юноше неслыханную щедрость и даже купил ему предмет роскоши того времени — модный легковой автомобиль. Фильм не акцентирует внимания на эротической стороне их отношений, возможно секса между ними не было вообще. Но местная светская львица сеньора Лавизоли (Стефания Сандрелли) раздула вокруг их постоянного общения волну клеветы. В результате общество отвернулось от доктора; ему по-сути объявили бойкот, от него ушли пациенты, над ним издевались местные фашисты.
В такой ситуации Эральдо не только не поддержал покровителя, но попросту обворовал его и бежал с чужими деньгами и ценностями во Францию. Атмосфера одиночества стала для доктора невыносимой. Единственный, кто сохранил с ним добрые отношения – студент филолог Давиде Латтес. Вот здесь мы подходим к интересующей нас теме.Состоятельная еврейская семья Латтесов была на виду Феррары и поэтому тщательно стремилась соответствовать требованиям местного общественного мнения, дабы (упаси Бог) не выглядеть чужаками. Конечно неприятно, слушать по радио сообщения из Германии об ужесточении антисемитских законов. Но по мнению главы мини-клана Бруно (Раде Маркович) в Италии при более гуманном диктаторе Муссолини не могло случиться подобных бесчинств. Его сын Давиде (Руперт Эверетт) — студент одного из старейших в Европе Болонского университета не одобрял поведения папы. Он был свидетелем изгнания из «альма матер» профессоров-евреев, юдофобских выходок реакционно настроенной молодёжи, во время которых доставалось и ему. Однако юноша подчинялся диктату отца. К тому же в Ферраре царило относительное спокойствие; можно было готовиться к занятиям, думать о будущей карьере писателя и любить прелестную соплеменницу Нору Тревес (Валерия Голино). Девушка вроде бы отвечала взаимностью, но, как выяснилось, не разделяла взглядов своего бой-фрэнда на будущее. Она понимала: грядёт война, массовые репрессии и женским чутьём предвидела грядущую Катастрофу. Чтобы спасти себя Нора решила креститься и выйти замуж за сделавшего ей предложение лидера местных фашистов. Расценив поступок любимой как предательство Давиде остро осознал себя изгоем. Поэтому он сблизился с отщепенцем Фадигари, и стремился хотя бы морально поддержать доктора во время встреч и совместных прогулок. Вот только семья юноши, опасаясь общественного осуждения и антисемитских нападок, воспретила ему делать это…Фильм до настоящего времени смотрится хорошо и справедливо считается одной из лучших работ Джулиано Монтальдо. Ничего удивительного; для достижения высокого художественного уровня кинокартины он собрал ансамбль первоклассных мастеров. Среди них один из лучших итальянских операторов Армандо Нануцци, несравненный мастер музыки Эннио Морриконе и, конечно же великолепный актёрский ансамбль во главе с Филиппом Нуаре. Содержательная, психологически правдивая иллюстрация о сумеречном для евреев предвоенном времени, когда общественное мнение фактически поддержало репрессии против неугодных прослоек населения, а впереди уже обозначился Холокост.