Длительность 105 минут
Наиболее интересный проект Баруха Динара (1919 — 1997), который называют «делом всей его жизни». До настоящего времени этот игровой фильм — редкая попытка показать атмосферу как тяжёлой работы, так и духовной жизни халуцим – представителей Первой алии. По сюжету десять молодых евреев – женатая пара и восемь парней – создали в 1880-е годы поселение на одном из галилейских холмов. Их встретили непривычный климат, тяжёлые бытовые условия, вражда с арабскими соседями и вымогателями из турецкой полиции. Подробно показано как они работали до седьмого пота, спорили о лучшем будущем и были готовы до последней капли крови защищать свой новый дом. Относительную разрядку приносила им лишь игра в шахматы. Изнурительный труд и однообразное существование оказались суровой проверкой на прочность отношений. В среде халуцим начались конфликты Единственная молодая женщина начала откровенно тосковать по более комфортному существованию. Юноша из группы не выдержал трудностей, покинул селение и отправился в Яффо искать лучшую долю. Однако убеждённый сионист Динар восхищавшийся самоотверженностью первопроходцев не допустил пессимистического завершения истории.
В финале все участники группы примирились во имя осуществления главной задачи – возрождения земли исторической Родины. Молодая женщина сообщила, что она беременна (символ будущего для халуцим). Постепенно наладились отношения с арабскими соседями и даже турецкий офицер перестал придираться к поселенцам…
Показывая сплочённый коллектив, режиссёр не выделил ни одного из персонажей, поэтому в фильме нет ни одной яркой актёрской работы. Однако, по оценке критиков, с точки зрения съемки и монтажа Динар совершил настоящий прорыв. О его достижениях в ленте написано написано немало статей и сделаны десятки упоминаний в книгах и академических исследованиях. В них отмечается, что и по прошествии полувека кинокартина не утратила ценности и художественного значения. «Это была лучшая работа, снятая до того времени израильским режиссером«, — писал в газете «ХаАрец» (2008) кинокритик Ури Кляйн. Он же отметил «После выхода ленты в прокат обнаружилась ее человечность, подлинная глубина и отсутствие какого бы ни было пропагандистского налета». «Их было десять» стал первым фильмом на иврите, поступившим в широкий прокат за рубежом. Он прошёл в 24-х странах Европы, в США и повсюду был встречен благожелательно. Однако коммерческого успеха лента не принесла. В Израиле её посмотрели всего около 180 000 человек – немного даже по тем временам. Вскоре после открытия Израильского телевидения, в 1968 году, Динар предложил продемонстрировать свою работу по первому в стране каналу. Идея была отвергнута, так как фильм признали «слишком сионистским». В настоящее время он забыт и материалы из него в интернете не обнаружены. (аннотация составлено по различным источникам).
Считается, что «Хем хайю асара» (Их было десять) трактует еврейско-арабский конфликт в упрощенном свете. Это характерно для фильмов того времени. Рассказ о самоотверженной борьбе в конце XIX века десяти евреев из России за основание сельскохозяйственного поселения в Эрец-Исраэль, столкнувшихся с обструкцией турецких властей и с враждебностью арабского населения интересен именно показом трудностей стоящих перед халуцим Первой алии. Кстати, После процесса А. Эйхмана (1962 г.) тема противодействия арабам начинает связываться в кино не только с историей еврейского освоения Палестины, но и с Катастрофой. В фильме «Мивца Кахир» («Операция Каир», 1965 г., продюсер М. Голан), проводится идея о преемственной связи между нацизмом и арабским национализмом, стремящимся уничтожить Израиль.