Длительность 232 минуты (2 серии)
Заказанное лично Иосифом Сталиным фальшивое воспроизведение страниц биографии популярного советского политического деятеля Сергея Мироновича Кирова. В реальности кремлёвский сатрап усмотрел в самостоятельном партийном лидере конкурента и распорядился его убрать. Затем тщательно замёл следы организованного им преступления и решил сделать из усопшего соперника икону. Диктатор лично редактировал сценарий, включивший в себя эпизоды 1925 и 1934 годов, когда Киров (В фильме он выведен под именем Петра Михайловича Шахова) стоял во главе второй по значимости в СССР ленинградской большевистской организации. В качестве заказчиков и исполнителей преступления выведены политические противники Сталина. Так как все недруги Троцкий-Бронштейн, Зиновьев-Радомысльский и иные прочие имели вполне определённую «пятую графу», великий идеолог распорядился ввести в сценарий заметную роль еврея. Этим он пытался показать некую справедливость в изображении ситуации и избавить себя от нареканий в антисемитизме. Так на экране появился анекдотический образ Савелия Мироновича (почти Сергея Мироновича) Каца (Ефим Альтус) – для друзей — Савка. Национальность нашего соплеменника не упоминается ни разу.
Это выходец из ассимилированной среды, активный рабочий, послушный слуга режима. Именно такими мечтал видеть всех евреев «вождь и учитель». В первых сценах, относящихся к 1925 году показано как на питерском заводе «Красный металлист» организуется выпуск первых советских тракторов. Кац выступает, как активист группы изобретателей и рационализаторов производства, ускоряющий выпуск новой машины. Скрытые идейные враги, возглавляемые троцкистами-зиновьевцами Карташёвым и Боровским тормозили работу предприятия. Каца избили, позднее шантажировали, а журналист Гладкий попытался в местной печати выставить его шарлатаном. На защиту Савелия встал Шахов; отправленная им в центральную газету «Правда» статья привлекла внимание правительства СССР. С помощью присланного из Москвы представителя ЦК ВКП(б), замыслы оппозиции были сорваны. Её участников поснимали с ответственных постов, а Шахова избрали руководителем губернской парторганизации. Из ворот завода «Красный металлист» вышел первый советский трактор «Д-К» (Дубок-Кац). Нашего соплеменника дружно качали, как специалиста, обеспечившего это достижение.Вторая серия (1939 год) прямо иллюстрирует тезис Сталина, по которому при продвижении к социализму классовая борьба будет только обостряться. Оттеснённые в подполье троцкисты установили связь с контрреволюционной эмиграцией и разведкой неких неназванных капиталистических стран. Они объединили всех недовольных, независимо от их политических взглядов, и перешли к террору. На этом фоне подробно излагается подготовка убийства Шахова. Личности рабочих, в том числе и Каца, в действии отошли на второй план, хотя Савелия избрали членом комиссии партийного контроля. На этом посту он работал по принципу: «Прежде чем требовать ясности от других, нужно навести порядок у себя». Именно ему авторы кинокартины поручили сказать памятное слово о «великом гражданине». Чётко прозвучали его слова «победивший народ уничтожал, уничтожает и будет уничтожать врагов. Священная беспощадность к единицам во имя счастья миллионов – вот мысль с которой он (Шахов) жил, которую он выносил и за которую его предательски убили». В идеологическом плане сценарий призван оправдать политические процессы 1936 — 38 годов. В художественном отношении фильм малодинамичен, перегружен показом митингов и заседаний; диалогами с изложением и выяснением позиции действующих лиц. Однако результат «хозяина» устроил. Создателей ленты удостоили Сталинской премии, а сам фильм на долгие годы стал классическим образцом политизированного кино. После 20-го съезда КПСС был подвергнут критике и 30 лет не показывался. Для исполнителя роли Савелия Каца — еврея Ефима Альтуса (1899 — 1949) это последняя работа в кино. Далее он работал только в театре. Материал для понимания особенностей использования еврейской темы в советской пропаганде.