Длительность 142 минуты (3 серии)
Экранизация книги известной израильской писательницы Алоны Кимхи (р 1966), где использованы автобиографические мотивы. (перевод на русский язык не обнаружен). Дочь репатриантки из СССР Сюзанна Рабинова (Майя Марон) – полурусская-полуеврейка — живет в Рамат-Гане вместе с матерью-пенсионеркой Адой (Глия Иши). У неё серьёзные психологические проблемы: неумение общаться с окружающим миром и устанавливать контакты с людьми. Девушка чувствует себя спокойно только в своей комнатке. Она полностью подчинена маме, при этом ей душно в замкнутом пространстве непрерывного контроля. Единственный глоток свободы в её существовании – занятия рисованием, где главная героиня проявила способности, граничащие с талантом. Социальный работник Ривка (Сарит Вину-Алад), несколько лет наблюдавшая и поддерживавшая свою подопечную, отправила работы Сюзанны в престижный альтернативный колледж искусств в Рош-Пине. Это заведение, открытое на деньги австралийского миллиардера как раз и предназначено для людей с личностными проблемами. Ривка предложила отправить туда Сюзанну девушка пришла в восторг от такого необычного предложения. Она надеялась, что новая обстановка и непрерывное творчество улучшат её психическое состояние, но Ада категорически выступила против.
Вторым событием, перевернувшим жизнь обеих женщин стал прилет из Нью-Йорка племянника Ады — Ноара (Цак Берман), который остановился у них. Ещё молодой человек, в прошлом начинающий художник, талантливый шахматист, переквалифицировался за океаном в торговца произведениями искусства. В жизни остался волком-одиночкой, картёжником и наркоманом. Разорил ближних, дававших средства на его лечение и покрытие долгов. Но и это его не остановило. Он проиграл крупному нью-йоркскому коллекционеру Бауэру 70.000$. 60% вернул, сняв деньги с медицинской страховки отчима, а на оставшиеся обязался купить кредитору без комиссионных процентов произведения советского авангарда. Поэтому Ноар и приехал в Израиль, где у редактора русскоязычного журнала «Эпоха», Григория Нудельмана (Иехуда Альмагор) скопилась одна из лучших в мире коллекций нонконформистской советской живописи 50 – 70 годов 20-го века. Когда-то Гришу исключили из Академии художеств СССР и с тех пор он не смог определиться в жизни. Алия на историческую Родину радости не принесла. Таланта не добавилось, подходящей работы не появилось. Брошенная им в детстве дочь Александра (Марина Максимилиан-Блюмин) превратилась в чемпионку по шахматам, выучилась на финансиста. Отца терпеть не могла. Одинокому папочке остались иллюзорные выходы из тупика – приобретение по дешёвке картин у собратьев по эмиграции. А также — водка, но и с той возникали проблемы «даже выпить не дают жиды». Наор решил попытаться помирить отца с дочерью и за это купить у если не всю коллекцию, то хотя бы несколько произведений. Но он потерпел неудачу; Шурочка на мир не пошла. Пришлось срочно искать других продавцов, ибо Бауэр был не из тех, кто прощает долги.
Тем временем в квартире Ады развивалась своя драма. Поначалу Сюзанна откровенно враждебно встретила гостя; перестала есть, разговаривать и выходить из своей комнаты. В ней боролись неосознанное влечение к мужчине и нежелание впускать его в своё личное пространство. Наор подумывал о переезде, но ему нечем было заплатить гостиницу. Чтобы как-то разрядить обстановку Ада отправила дочь и гостя в театр. Во время этого неудачного похода началось сближение двух совершенно разных людей. Подаренный Наором девушке альбом суперсовременной живописи побудил главную героиню отказаться от затворничества и отправиться в музей, посмотреть оригиналы полотен. Она быстро поняла, что увиденные ею творения не настоящее искусство, воздействующее на сердце и душу, а просто игра с символами и с тайной целью продаться подороже так называемым «меценатам». Тем не менее, Сюзанна начала входить в мир гостя с его наркотиками, виртуальным казино. Их отношения укрепились, когда гость начал учить девушку основам рисунка. Для неё чувство к Наору оказалось первой большой любовью, которой она могла принести в жертву всё, что имела…Повествование достаточно многослойно и все нюансы взаимоотношений между персонажами зритель может увидеть сам (в интернете есть копия с русскими субтитрами). В сериале много авторского текста от лица Сюзанны, который характеризует её эмоциональное состояние и развитие личности. Нас интересует подробный показ поведения в Израиле выходцев из СССР. Далеко не для всех «Земля обетованная» стала родным домом. Одни так и застыли в своём русском гетто; посещают свои клубы, распевают «Две гитары за стеной…». Другие (Екатерина с подругой) зарабатывают тем, что ездят в Европу и торгуют на рынке привезёнными оттуда шмотками. Для видимости пытаются встроится («абсорбироватся») в окружающую их жизнь и хотя-бы внешне выглядеть евреями («не будем говорить по-русски, будем вежливыми»). Третьи, подобно дочери Григория Шуре, просто получают на исторической Родине приличное образование, а затем возвращаются в галут, работать на выгодной должности где-нибудь в Москве. Именно туда пытается увлечь за собой Наора Шурочка, заманивая его обилием в России собраний, где можно приобрести столь необходимый Бауэру авангард… В интервью писательницы русскому радио в Праге она так сказала о своём романе (https://www.radio.cz/ru/rubrika/radiogazeta) «В Израиле существует довольно большая пропасть между так называемым старым миром, даже старым государством Израиль и новым Израилем. Люди, главным образом восточно-европейские евреи, в прошлом умышленно меняли свои фамилии на фамилии еврейские. И не только те, которые связывали свою карьеру с армией или с официальными должностями (…) Сейчас всё по-другому. Мне хотелось нащупать эту разницу между старым и новым Израилем». По фильму взгляд автора сочетает психологическую точность с беспощадной критикой поведения ряда персонажей. Сериал сделан на добротном профессиональном уровне и позволяет составить хорошее впечатление о малоизвестном русскому читателю авторе.
Слава и Лина Чаплин были членами Ассоциации израильских режиссеров. Их работы ноднократно удостаивались премий Израильской академии киноискусства и международных кинофестивалей.