Длительность 95 минут
Gопытка истолковать еврейско-новозаветную историю последних дней жизни Иешуа-галилеянина с восточной точки зрения. Режиссёр, он же исполнитель заглавной роли — мусульманин из Алжира. В соответствии с исламом «пророк Иса» не несёт в себе ничего божественного, поэтому всё повествование носит подчёркнуто реалистический характер. В собранном «с миру по нитке» сценарии использованы не только сюжеты Евангелия, но и различные источники. Среди них особенно удивляет русскоязычного зрителя фрагмент романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (диалог с Понтием Пилатом, 75 – 77 минута). В звучащих с экрана проповедях Христа отрицаются жертвоприношения, провозглашается любовь к окружающим и стремление к миру. Он ратует за чистоту традиции и изучение Торы («Мне приятны познания, а не кровь ваших даров»). Позднее обвинил в корысти признанные авторитеты и изгнал из храма торговцев. Это привело в негодование фарисеев и книжников, затеявших заговор против непокорного сектанта. Но расправиться с ним оказалось не просто, ибо необычного проповедника из Галилеи (Набиль Джедуани) постоянно окружали многочисленные сочувствующие слушатели.
В безликой группе его еврейских то ли последователей, то ли учеников выделялся Иуда (Раббах Аммер-Займеш). Почти с момента появления этот персонаж считал наставника Мессией, понимал мирную суть его проповедей, хотя не возражал видеть учителя во главе соплеменников. На этом фоне непонятную значимость получил отсутствующий в Новом завете персонаж, но важный для постановщика образ – юродивый Карабас (Мохаммед Арусси). Постоянные крики этого люмпена, провозгласившего себя царём Иудейским и вопившего «долой римлян» вынудили их арестовать «мятежника». Толпа выступила в защиту и первосвященник Каиафа упросил Понтия Пилата освободить безобидного умалишённого. Учитывая общее сочувствие узнику, прокуратор пошёл на эту по его словам последнюю уступку. Однако, он намекнул, что в Иерусалиме есть и другие враги императора, например, некий Иешуа — Иисус. Фарисеи увидели в словах наместника свести счёты с галилеянином, поэтому ситуация вокруг него обострилась. Иуда пытался защитить учителя. В частности, увидев еврея (Элит Хайят) записывающего все проповеди Христа (один из евангелистов?), он заподозрил в нём шпиона властей. Верный ученик отобрал у подозрительного писца все свитки проповедей Учителя и сжёг большинство текстов. Однако получил от хрониста удар кинжалом и, пока он отлёживался, римляне арестовали, судили и распяли Иисуса. Ещё не оправившись от раны Иуда почти дополз до Голгофы, где нашёл только полубезумного Карабаса, вырывающего из земли кресты ставшие орудием казни. Глубоко потрясённый трагедией главный персонаж потерял смысл жизни…
Трактовка образа Иуды действительно дана совершенно в новом свете. Визуально фильм сделан достаточно корректно. Унылая иудейская пустыня снята, по-видимому, в Северной Африке, а столица евреев вместе с их убогим храмом выглядит занюханной деревней с остатками каких-то античных развалин. Так же примитивен и абстрактно показан быт древних иудеев. Неожиданная фигура Карабаса по мнению рецензентов стала собирательным образом реального юродивого жившего в Александрии в начале нашей эры. Но что он символизирует так и осталось непонятным. Выступления толпы в его защиту легко объяснимы, ибо речения подобных «божьих людей» в разных культурах воспринимались как пророчества. Демонстрации «иудеев» подобны шествиям современных исламистов с их скандированием лозунгов и ритмичным вздыманием вверх кулаков. Сценарий лишён цельности, фильму явно не хватает динамики, поэтому он не производит большого впечатления. Более интересны разработки традиционной версии этого сюжета (см в каталоге «Иуда»). Для любопытных зрителей, заинтересовавшихся нестандартным отражением еврейской темы через христианство.