Длительность 138 минут
Фильм посвящён проблеме исторической ответственности румынского режима, армии и народа за уничтожение 380.000 тысяч евреев страны и сопредельных регионов. По сценарию режиссёр Марьяна Марин (Иоана Якоб) создаёт «реконструкцию» о событиях оcени 1941-го в захваченной её соплеменниками Одессе. Действие начинается с подрыва 22 ноября здания румынской комендатуры и штаба 10-й армии. После этого теракта последовала речь союзника Гитлера Антонеску с призывом к мести и знаменитой фразой: «Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары». (Вот вам и полное название ленты). Тем самым войска оокупантов получили «карт-бланш» на неограниченные, бесконтрольные расправы. В отместку за диверсию вражеские солдаты, главным образом румыны, расстреляли несколько десятков тысяч мирных жителей, в своём большинстве евреев. Показано как готовясь к съёмкам, Марьяна тщательно изучала обширные исторические материалы, сохранённые в экспозиции и фондах Военного музея в Бухаресте. При этом она постоянно наталкивалась на свидетельства массовых жестокостей своих соплеменников по отношению к «жидам». Понимая свою личную ответственность при обращении к теме Холокоста Марьяна, по её словам, трижды проверила каждый факт насилия.
Она ссылалась не только на результаты своих изысканий, но и на признания ряда военных преступников. Их показания подтверждаются документами и многочисленными фотографиями жертв антисемитских погромов. Откровенно подстрекали к расправам тогдашние пропагандистские плакаты типа: «Грязные коммунисты, евреи и торгаши. Убирайтесь с территории Бессарабии и Буковины». «Войну спровоцировали мерзкие евреи. Боритесь с разжигателями войны». «Вас ограбили коммунисты и грязные евреи. Немецкая и румынская армии пришли, чтобы всё вам вернуть» и т д.
Таким образом ясно, что интересующая нас тема пронизывает весь фильм. Один из примеров — фрагмент диалога главной героини со своим любовником, пилотом гражданской авиации Траяном, живо интересующимся её работой.
Марьяна: То, что мы наделали невозможно ни понять, ни простить. Даже в голове не укладывается.
Траян: А что тут понимать? Вся Европа была против евреев, а мы стали частью тогдашней Европы. (…) По сравнению с немецкими репрессиями наши погромы – ерунда. (…)
Марьяна: Наши войска убивали евреев на Востоке, а украинские жители им в этом помогали. Это называлось зачистить территорию.
Траян: Украинцы убивали своих еврейских соседей?
Марьяна: Да, похоже, что так. Румыны их ещё и насиловали. Фашисты этим брезговали.
Итак, Марин решилась изобразить неприглядную правду. Эта идея сквозит во многих её репликах. «Я специально решила показать людям то, что они отрицают (…) Многие уверены, что в Румынии не было Холокоста и евреев с цыганами не убивали, не высылали из страны. (…) В этой ситуации мы были преступниками, но почему-то отказываемся это признавать. Мы были их палачами». Легко понять как отреагировали на такую позицию националистически настроенные, «добропорядочные патриоты»? Их настроения характеризует реплика представителя послевоенного поколения – Траяна. «Стоит только заговорить о Катастрофе и румынском Холокосте и народ просто с ума сходит от ярости. Начинают кричать, что Сталин был гораздо хуже. А ведь во время грабежей, когда евреи лишились всего, никто даже слова не сказал в их защиту». При подобных взглядах в обществе у Марин появились влиятельные противники. Сначала ей предлагали поменять тему: снять историческую ленту о коммунистических тюрьмах, или даже из жизни древних римлян и даков. Но, так как Марьяна продолжала гнуть свою линию, ей стали ставить палки в колёса. Начал компанию продюсер: «Зачем рубить, сук на котором сидишь и нарываться на проблемы. Давайте обойдёмся без скандалов». Продолжили бойкот ленты другие…
По содержанию фильм очень информативен и актуален. Он показывает, что в Румынии до сих пор нет недостатка в правых националистах, поднимающих на щит (как в Хорватии и государствах Балтии) военных преступников. В частности, об этом говорит использование кадров документальной ленты «У зеркала» (1994), реабилитирующего Йона Антонеску. Эти круги заявляют «не мы одни истребляли евреев, вот другие были ещё хуже». Их представители всячески возвышают участие своей страны в борьбе с Гитлером в 1944 – 45 годах, намеренно замалчивая предыдущее трёхлетие, когда Румыния являлась союзником нацистской Германии и соучастником её злодеяний. По мнению авторов ленты о том мрачном периоде нужно помнить и давать ему справедливую нравственную оценку, пока сохраняются личности, готовые «войти в историю, как варвары». Однако в художественном отношении работа Раду Жуде (увы!) не поднимается над средним уровнем, ибо перегружена чисто публицистическими диалогами, ей недостаёт динамики и выразительности. Скорее всего именно поэтому она не прошла конкурсный отбор, в номинации на «Оскар», как лучший фильм на иностранном языке. Тема Катастрофы европейского еврейства в кинематографе страны непопулярна. Кроме оцененного выше автор нашёл ещё только один румынский фильм о Холокосте «Путешествие Грубера» (см каталог)