Ибрагим друг Аллаха (Иран, 2005) Режиссёр М.Р. Варзи

Длительность 108 минут
%d0%b8%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b3%d0%b8%d0%bc1Под таким именем в ислам попал праотец Авраам. Мохаммед отлично понимал, что, созданный им Коран – в основном компиляция из Торы, Ветхого и Нового заветов. Поэтому он специально включил в свой текст «ниспосланный Аллахом» аят (стих) по которому «Ибрагим не был ни иудеем, ни христианином, а был преданным Богу мусульманином». Развязав себе таким образом руки, основатель воинственной религиозной доктрины использовал в своих интересах мотивы ТаНаХа и факты ранней еврейской истории. Так, в Коране и фильме сохранился взятый из книги «Берешит», но существенно переработанный мотив духовных поисков Авраама (Рушанак Аджамиян) и его переход к единобожию. Этому процессу посвящены две трети содержания сценария. Причём, обращению к  новой вере препятствовали не только местные язычники, но и враг рода человеческого – Сатана (Иблис). Из-за его происков главному персонажу пришлось покинуть Вавилон и отправиться в скитания… Далее показаны два основополагающих для ислама фрагмента. Первый — треугольник отношений Ибрагим – Сара – Агарь (у Мухаммеда — Хаджар) и рождение Исмаила (Ишмаэля). По Корану отношения в семье праотца испортились задолго до появления на свет Ицхака, о котором мимоходом упоминается только в финале. 

Из-за ревности Сары Аллах повелел Ибрагиму увезти Хаджар с младенцем в район современной Мекки. (По фильму праотец отправился в это путешествие из Иерусалима. Ничего подобного в священной книге ислама нет, но надо же было лишний раз обосновать претензии мусульман на Святой город). В безводной пустыне папаша оставил на произвол судьбы рабыню с младенцем, однако ангел Джибрил (Габриэль) сотворил источник и тем спас им жизнь. Возник оазис, в котором позднее стали селиться племена кочевников — родоначальники арабов. Следующий классический, заимствованный из Торы сюжет — жертвоприношение Авраама. Однако, по исламу оно совершалось не над Ицхаком, а над Исмаилом и далеко от Ханаана. Выполняя волю Всевышнего, юноша с радостью пошёл на заклание, вдохновляя папу на исполнение воли Творца. В решающий момент посланец Бога остановил вознесённую над сыном руку сурового родителя — здесь Коран прямо повторил книгу «Берешит». В самом конце действия показана сооружённая главными персонажами в Мекке Кааба (центральное святилище ислама). Фильм статичен, многословен, но занятен в смысле использования в мусульманской религии материала из иудаизма. При этом евреи в диалогах и репликах ни разу не упоминаются. Некоторые моменты вызывают улыбку, например, использование в драматических эпизодах не соответствующей смыслу, но подходящей по настроению музыки явного христианина Эварда Грига (фрагмент «Смерть Озе» из Первой сюиты к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.