Длительность 80 и 96 минут
Примитивный стеб с использованием еврейской темы. В его первой части казахский репортёр Борат Сагдиев (Саша Барон Коэн) едет из родной страны в США, формально чтобы снять там документальный фильм об этой «величайшей в мире стране», а фактически за прелестями Памелы Андерсон. Как показано во вводных эпизодах, его родина — регион исключительно нищих деревень и трущоб, обитатели которых довольны своим примитивным существованием. В мировую сверхдержаву явился обряженный в современный «прикид» центрально-азиатский туземец. Он еле-еле говорит по-английски, не понимает особенностей чужой культуры и руководствуется дикими предрассудками. К примеру, когда по ходу путешествия он должен поселиться в квартире американских евреев, «типичный казах» предстает на экране невежественным антисемитом. Глубоко убеждён в наличии у вполне цивильных хозяев рогов и желании его, Бората, отравить. После спасения бегством из иудейского логова быстренько приобретает пистолет 45 калибра для защиты от жутких врагов рода человеческого. Правда, применить его так и не довелось, а по возвращении «герой» даже сообщил зрителю, что в Казахстане «не устраивай еврей-погоняйку» (понимай погром).
Однако, это произошло не из-за повышения культуры, а из-за поворота местных жителей к другому виду религиозного фанатизма. Они стали «христианцами» (так в русском переводе), и в доказательство перехода к новой вере распяли какого-то несчастного кандидата в Иисусы на телеграфном столбе… Избавим читателя от знакомства с деталями сюжета — сам познакомится, если захочет. Отметим только, что свою миссию главный персонаж с успехом провалил… Из большого списка данного каталога «Борат» претендует на место чемпиона по примитивному толкованию и полному неуважению к традициям как американцев, так и казахов. Поэтому даже подзаголовок ленты «Культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан» выглядит откровенным издевательством. Однако в США, да и в России у этой низкопробной поделки нашлись защитники, которым лента понравилась своей провокационностью. Хотя даже, взгляд неё с такой точки зрения не поднимает её художественные качества выше уровня плинтуса. Но Сашу Барона Коэна удовлетворили результаты кассового сбора и по прошествии десятилетия он нашёл деньги для создания сиквела.
Продолжение вышло в 2020 году с таким же замысловатым названием «Следующий фильм о Борате: передача огромной взятки американскому режиму для получения выгоды некогда славным народом Казахстана«. Качество стеба ничем не отличается от предыдущей части. За крах миссии — 2006 Сагдиева арестовали и он 14 лет дробил камни в ГУЛАГе. Когда президентом стал (учтите намёк) «Макдональд Трамп», его коллега в Астане Нурсултан Назарбаев (Дэни Попеску) вспомнил про Бората. Он извлёк бедолагу из заточения и отправил в Вашингтон устанавливать дружеские отношения с заокеанским коллегой по титулу. В качестве подарка посланец повёз обезьянку Джонни «министра культуры Казахстана и секс-символ страны» (вот вам показатель безвкусия юмора авторов ленты) За главным героем увязалась его пятнадцатилетняя дочь Тутар (Мария Бакалова). Она проникла в комфортабельный контейнер, где везли подарок и, так как продуктов в нём было только на одного человека девчонка съела обезьяну. Её приезд и приключения в США позволили показать ещё один вариант приобщения к иной цивилизации представителя отсталого этноса, на этот раз дикой туземки… При этом все значимые проблемы столкновения культур свалены в безвкусный винегрет, и показаны средствами тупого юмора. Однако оставим в стороне приключения семейной пары в Америке и обратимся к нашей теме.
Как сообщил Борат уже в начале действия, в Казахстане «гонения жида отменять, но у них (евреев) остался день поминовения Холокоста». Вспоминая первую часть его похождений, не верится, что он знал о Катастрофе до ареста. Так вот за океаном Тутар сообщила папе: «главный момент истории нашей нации (!?) Холокост — никогда не был!«. Основание — возникшая на экране страница «facebook»а с лозунгом «Холокост — это большой обман«. И сразу нестыковка. Радует, что казахи помнят о геноциде евреев и 6 млн погибших, но считать эту трагедию ключевым событием их истории — это, извините, полная белиберда. Заявленная ситуация развивается столь же анекдотически: сначала легковерный отец поверил россказням пятнадцатилетней девчонки. Но, позднее, одетый в какой-то карнавальный костюм, Сагдиев забрёл в синагогу, где встретился с пожилой еврейкой Джудит. Та рассказала ему как была жертвой Катастрофы и видела трагедию своими глазами. У Бората новое прозрение! Главный персонаж вылетел на улицу с восторженным воплем «Холокост быть! Моя культура прав». Хвала Б-гу (или Аллаху), остатки здравого смысла помешали создателям поплясать на костях жертв Шоа. Этим и завершим обзор еврейской темы в фильме, бесталанно изображающем умственную отсталость целого этноса. Более убедительно лента, показала прогрессирующую деградацию мышления в прошлом неглупого еврея Коэна. К раскрытию нашей темы обе ленты ничего не добавляют.
Мне не понравилась ваши критика фильма «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана» ( англ. Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan; кстати, в заключительных титрах фильма присутствует другое русское название — «Культурные познания Бората в Америке в пользу славы великолепной казахстанской нации»). Это британо — американская псевдодокументальная кинокомедия режиссёра Ларри Чарльза с английским комиком Сашей Бароном Коэном в главной роли, направлена не против казахов, а против американского образа жизни. Может быть создатели неправильно поставили акценты, но эту направленность вам надо было учесть.
Да, конечно Борат в первой части покидает родной Казахстан и отправляется по приказу «Министерства информации Казахстана» в США для создания документального фильма-репортажа. Да, он оставляет дома в родном Кушкеке мать, жену, сестру-проститутку, полоумного брата Било. Но он делает это, чтобы развить отношения между двумя странами.
Когда в 2006 году был выпущен тот самый фильм «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан», он имел оглушительный успех. При бюджете в $18 миллионов картина собрала по всему миру свыше $260 миллионов. Чем привлекла зрителя история о казахстанском журналисте, который по заданию Министерства информации своей страны отправляется в США, чтобы снять о них документальный фильм? Неужели только примитивным юмором? А может откровенной издёвкой? Ведь создаваемая Боратом мокьюментари-лента (от to mock «подделывать» и «издеваться» + documentary «документальный») построена в стиле road movie, когда главный герой, влюбившийся в телеобраз Памелы Андерсон, пересекает по пути к своей мечте всю страну от западного побережья до восточного. По дороге он попадал во множество забавных и нелепых ситуаций, рисующих американскую культуру со смешной стороны. Профессиональными актерами в этом фильме были лишь сам Коэн, Кен Давитян в роли его продюсера, Памела Андерсон и чернокожая проститутка. Второстепенные персонажи играли обычные люди, которые попадались съемочной группе на пути следования Бората. Многие из них оказались в положении героев развлекательных ТВ-шоу — они даже не знали, что снимаются в фильме, а после его выхода потребовали судебного разбирательства.